О грядущей масштабной сделке сообщил пресс-секретарь президента Святослав Цеголко, утверждающий, что это — выполнение им предвыборных обещаний расстаться с бизнесом. Позже стал известен покупатель предприятия. Им станет владелец группы «ТАС», экс-нардеп Сергей Тигипко.
История бывшей «Ленинской кузницы»
«В результате переговоров, которые провели группа «ТАС» и владелец завода «Кузница на Рыбальском», достигнута предварительная договоренность по осуществлению сделки по покупке акций компании», — отмечается в комментарии пресс-службы Тигипко украинским СМИ.
Сейчас стороны ждут решения Антимонопольного комитета, чтобы завершить сделку.
Завод «Кузница на Рыбальском» — одно из старейших предприятий Киева. Оно основано в 1862 году как механическое предприятие со сталелитейным производством, а в 1928 году его специализацией стало судостроение. Во времена СССР завод являлся одним из серьезных промышленных гигантов — в 1991 год там работали около 6000 человек. В 1995 году его приватизировали и преобразовали в акционерное общество.
До марта 2017 года завод «Кузница на Рыбальском» назывался «Ленинской кузницей». В связи с Законом «О декоммунизации» его переименовали. Тогда же собрание акционеров приняло решение об изменении формы собственности: с публичного на частное акционерное общество. По состоянию на текущий момент самым большим акционером завода является президент Украины Петр Порошенко через фонд «Прайм Эссетс Кэпитал» — ему принадлежит 82,5% акций. Еще 11,5% акций владеет фонд «ВИК», который связывают с народным депутатом «Блока Порошенко» Игорем Кононенко.
Заработали на войне
С началом боевых действий на Донбассе предприятие начало участвовать в миллиардных военных госзаказах. По мнению журналистов-расследователей, тендеры на поставки оружия, бронеавтомобилей, катеров ВСУ «Кузница» выигрывала на удивление легко. В частности, только за первый год президентства Порошенко активы завода выросли вдвое — до 706 миллионов гривен. Одна из версий такого обогащения — компания стала монополистом на тендерном полигоне государства. По данным компании, по итогам работы в 2016 году чистая прибыль завода составила 8,5 млн грн., тогда как в 2015 году наблюдался убыток в 5,54 млн грн. 2017 год вообще стал прорывом — прибыль возросла до 18,62 млн грн (более чем вдое). Все это порождало небеспочвенные обвинение в наживе президента Порошенко на войне.
В 2017 году Порошенко оказался в эпицентре серьезного скандала: НАБУ обвинила предприятие в поставках военного оборудования по завышенным ценам. Так, детективы расследовали закупку Государственной пограничной службой за деньги госбюджета бронемашин «Тритон» у завода «Ленинская кузницы» на общую сумму 59,5 млн грн. В рамках договора в декабре 2015 года пограничникам были переданы 4 единицы данной техники.
По распоряжению Кабмина №439 от 14 мая 2015 года была предусмотрена закупка 34 единиц «боевых дистанционных модулей» общей стоимостью 161,5 млн грн. Однако, на деле, как указывалось в материалах суда, стоимость одной единицы закупленного Государственной пограничной службой «Тритон-0103» составила 14,876 млн грн. Таким образом, она была завышена в 3 раза. Кроме того, само решение о закупке было принято в нарушение постановления Кабинета министров от 25 февраля 2015 года №345, которым утверждается порядок поставки вооружения, военной и специальной техники.
То есть речь шла об участии руководителя государства и ряда высших должностных лиц в растрате бюджетных средств в особо крупном размере. Правда, несмотря на резонанс, подозрение так никому и не было предъявлено.
Почему тезис об отсутствии у Порошенко бизнеса в России — ложь
К слову, пресс-секретарь президента подчеркнул, он делает все, чтобы избавиться от бизнеса, а его обвинения в наличии собственности в России беспочвенны.
«Еще в январе 2016 Петр Порошенко передал свой самый большой актив, компанию «Рошен», в доверительную собственность Rothschild — мировой компании с безупречной репутацией. В апреле прошлого года менеджмент «Рошен» закрыл Липецкую кондитерскую фабрику и свернул производство. Никакого «аграрного или крахмального бизнес в РФ», о которых безосновательно и ложно утверждают оппоненты, у Петра Порошенко нет», — написал Цеголко.
Но в реальности подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, поскольку Порошенко владеет рядом фирм в России через сеть оффшоров, платит налоги в российский бюджет, а его предприятия ведут с ней активную торговлю, несмотря на показные утверждения о «российской агрессии».
Например, в 2014 году завод «Кузница на Рыбацком» продал московскому ООО «ИМП-ЭКС» товаров (насосы) на 1,12 миллиона гривен, а в 2015 году — на 616 500 гривен. Согласно таможенным декларациям, в том же году «Кузница на Рыбацком» поставляла также товары российскому ООО «ГКРС Экспорт» из Нижнего Новгорода (на 194,5 тыс. грн). Явным случаем подобного сотрудничества является сделка с заводом «Судосервис-С.Петербург», занимающимся торговлей судов, летательными аппаратами и другими транспортными средствами, в том числе и военными кораблями. В 2015 году компания президента продала данному предприятию водогрейные дымогарные котлы-агрегаты на сумму 867,4 тысячи гривен.
При этом, журналисты-расследователи обнаружили у Петра Порошенко еще и аграрный бизнес в России. Чтобы не вызвать лишний шум, Президент 4 года назад перепродал его своим же оффшорам. Речь идет о компании ООО «Крахмалопродукты». К 2014 году ее официальным владельцем было украинское предприятие ООО «Укрпроминвест-Агро», в состав которого входят общества «Агрофирма Днипроагролан» и «Агрофирма «Иванковцы». Перечисленные предприятия также принадлежат Петру Порошенко.
ООО «Крахмалопродукты» является учредителем еще одной компании — ООО «Лакигрейн». В марта 2014-го «Крахмалопродукты» было продано кипрской фирме Chartomena Limited. Основателем оффшора выступает британская компания Morewig Limited, а ее конечным бенефициаром является друг детства и партнер Порошенко Сергей Зайцев. Эти данные подтверждаются выпиской из австрийского Райффайзен банка.
Интересно, что кипрский оффшор в 2013 году выступил кредитором ООО «Лакигрейн» (в 6,5 млн долл.), то есть бизнес Порошенко кредитовал свои же фирмы.
На Липецкой фабрике «Рошен», функционирование которой ставило в вину оппонентами Порошенко много лет, работы по консервации производство начались только во второй половине 2017 года. В 2017 году фабрика выплатила в бюджет России 59 млн рублей налогов на имущество, 5 млн рублей других налогов и взносов в государственные фонды на сумму 41,7 млн рублей.
Продажа «Кузницы» — попытка Порошенко очистить имидж от историй с военной наживой
Что касается «Кузницы на Рыбальском», то это предприятие, судя по финансовым показателям — весьма успешное и его продажа смотрится не логично. Большинство экспертов прослеживают в вышеуказанном решении политический пиар и полагают, что реальный собственник не изменится. Но в имиджевом плане Порошенко будет отчитываться об избавлении от бизнеса и также попытается откреститься от обвинений в наживе на войне.
«Президент Украины зарабатывал на войне. Год назад доблестное НАБУ начало было расследовать сам факт получения сверхприбыли заводом «Ленинская кузня. И что? Ничего. Ну и жилой комплекс «Рыбальский» все вырастает как раз на этих территориях. На других людей записан, конечно, но растет же. Тем более, что выборы приближаются. Так что очень это похоже на очистку имиджа» — полагает журналист Сергей Лямец.
Схожую версию на Facebook выдвинул и журналист-расследователь Александр Дубинский.
«Тигипко покупает завод Порошенко и Кононенко «Кузница на Рыбальском». Помимо того, что эта сделка является попыткой уйти от ответственности за наживу на армейских заказах — это ещё и доказательство, что Тигипко выполняет для Порошенко роль номинального держателя активов», — отметил Дубинский
«Петр Порошенко продаёт завод «Ленинская Кузня», который производит военную технику и только в прошлом году увеличил свой доход в 6,6 раз. Спрашивается, зачем продавать бизнес с такой доходностью. Закончились деньги? Не на что жить? Решил вложить куда-то ещё? Нужно вывести всё за границу? У меня другое объяснение. Оформляет на свои же подставные структуры, потому что очень заметно быть в четырех ракурсах сразу — быть и главнокомандующим, имеющим инструменты влияния на военные действия, и продавцом военной техники, и её, контролирующим госбюджет покупателем, и надзирающим за самим собой органом», — написал на Facebook экс-замглавы Администрации президента Андрей Портнов.