В последнее время Порошенко постоянно находит в биографиях своих потенциальных политических конкурентов на президентских выборах темные пятнна, которые всячески выпячивает, подчеркивая ущербность своих потенциальных противников на выборах. Так, в своей ежегодном Послании Верховной раде, Порошенко предостерег депутатов и чиновников от популизма, традиционно прошелся по политической биографии Юлии Тимошенко — напомнил о «кабальных газовых соглашениях 2009 года», заявил, что именно он в 2014 году поднял армию из нафталина, тем самым упрекнув своего другого конкурента в борьбе за власть — экс-министра обороны Анатолия Гриценко.
Не обошлось без обвинений России и «пятой колонны»: Порошенко намекнул на украинские СМИ, которые «занимаются антиевропейской и антиамериканской пропагандой», а также на политсилы, которые пытаются подтолкнуть население к мысли о компромиссе и наведении мостов с Российской Федерацией.
Таким образом, устно разделавшись со своими конкурентами, Порошенко обнажает основные тренды, с которыми собирается вступать в борьбу за второе для него президентство — это антироссийский вектор, патриотически и радикально настроенные граждане (как основа электората) и это борьба с противниками, которые получат клеймо — "врагов народа", "пятой колонны", "агентов Кремля".
Кто нужен во втором туре
У власти есть страх перед оппозицией и допущением альтернативы к ротации, считает бывший депутат, президент Центра исследований политических ценностей Олесь Доний.
«Но такого давления, как на Саакашвили, которого планомерно лишали гражданства, а потом выдворили его из страны, на кандидатов в президенты пока что нет. Так как уже есть 25 кандидатов, которые точно будут участвовать в кампании. Их перечень увеличится приблизительно до 50 к началу кампании. Формально конкуренция присутствует», — говорит Доний.
При этом он отмечает, что огромное количество кандидатов — возможно, одна из технологий Порошенко по удержанию контроля и власти в своих руках. Нахождение в кресле главы государства, говорит эксперт, это не только гарантия обогащения президента, а еще и гарантия его пребывания на свободе. А если Порошенко уступит власть, у него очень высоки шансы попасть на лавку подсудимых, уверен Доний.
Аналитик привел пример экономически успешной Южной Кореи, где «периодически устраивают суды над предыдущими президентами».
Среди иных механизмов удержания власти политолог называет монополизацию финансов — просто не дать другим сильным кандидатам возможности получить поддержку. И принудить крупный капитал не финансировать политических соперников главы государства. Это, сказал Олесь Доний, Порошенко удалось лучше, чем предшественникам.
Еще одна технология Порошенко по устранению противников — цензура в СМИ.
Доний предполагает, что Петр Порошенко замышляет выход во второй тур президентских выборов себя самого и «пророссийского» кандидата: это будет похоже на финал выборов 1999 года «Симоненко-Кучма» или украинский вариант российской гонки «Зюганов-Ельцин» 1996 года — дилемма выбора между «плохим» и «очень плохим» кандидатом.
Для этого, сказал Доний, Порошенко необходимо расчленить патриотическое пространство, «выпуская» множество кандидатов.
«Но ситуация может измениться, так как рейтинг Юлии Тимошенко пока не поддается размыванию. А общий пророссийский кандидат, условно, от ОппоБлока или «За Життя», может попасть во второй тур не с Порошенко, а с Тимошенко. И фактически, сценарий, которой в АП выписывали для президента, поможет победить Тимошенко. И может так случиться, что Порошенко изменит тактику и единый пророссийский кандидат ему станет не нужен. Ему интересны несколько пророссийских кандидатов, чтобы выйти во второй с Юлией Тимошенко. Шансы на победу при таких раскладах у Порошенко будут», — отметил политолог.
Фальсификация результатов и явки
В свою очередь эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Денис Гаевский, уверен, что президент зачищает поле от конкурентов.
«По поводу инициативы об иностранных агентах — когда власть Януковича в свое время пыталась протолкнуть этот же закон, его назвали диктаторским. А сейчас это вопросов не вызывает. Также интересно, будет ли записаны в иностранные агенты структуры Джорджа Сороса и проамериканские, проевропейские некоммерческие и неправительственные организации.
Что же до антиамериканской пропаганды на некоторых украинских ТВ-каналах, о которой заявил Порошенко, то в виду разлада отношений между ЕС и США, в странах Евросоюза слабо, но растут антиамериканские настроения. Например, в Венгрии, где структуры Сороса попросили удалиться. Можно ли это считать антиамериканской пропагандой?», — прокомментировал аналитик обращение Порошенко к Раде.
Гаевский призывает не недооценивать перспективу Порошенко вновь выиграть выборы. Глава государства усилил влияние на силовой блок и в значительной степени на судебную систему. Имея админресурс и сосредоточив вокруг себя крупный капитал из агробизнеса и масс-медиа, он принуждает местные элиты и мэров крупных городов к повиновению и лояльности.
«Усилилась риторика о пророссийском реванше и пророссийских каналах. По всей видимости, будет увеличиваться давление на те средства массовой информации, которые не проявляют должной сервильности к правящей верхушке», — заметил политолог.
Также команда Порошенко пытается — и небезуспешно — забить все информационное пространство президентскими инициативами: например, вопрос Европейского Союза и НАТО. Из-за этого рекламная кампания Юлии Тимошенко, считает Гаевский, выглядит уже плагиатом активности Порошенко.
Другая задача украинского президента — не допустить объединения на «бело-синем» фланге украинской политики (политсилы и электорат Юго-Востока, Донбасса).
«На данный момент около 60% избирателей не определились: либо они не пойдут, либо придут на участки, чтобы испортить бюллетень. За счет неконтролируемой трудовой миграции из страны и внутренней миграции у верхушки появляется широкая возможность для фальсификации как результатов выборов, так и явки. При этом нужно учитывать, что антирейтинги конкурентов президента недалеко ушли от его антирейтинга», — считает политэксперт.
Тем не менее, говорит Гаевский, еще остается время для появления «украинского Макрона»: действующему президенту Франции «рисовали» рейтинг за 2-3 месяца.
Таким Макроном может стать то ли рокер Святослав Вакарчук, то ли шоумен и актер Владимир Зеленский. У них самый низкий антирейтинг и самое большое доверие среди респондентов соцопросов. Их политические силы, согласно опросам, проходят в парламент.
Однако не стоит исключать, что мы имеем дело с очередной политтехнологией, и если оба так и не примут решения участвовать в выборах, их рейтинг «неожиданно» перейдет к Петру Порошенко.
В то же время вряд ли появятся некие «миротворческие» силы и партии мира — власть просто не допустит их на выборы.
Центр и Запад не помогут
Сейчас большая проблема Петра Порошенко — его низкие рейтинги. Не случилось всплеска поддержки после начала разговоров о скорой церковной автокефалии. Людей волнуют другие вопросы: конец войны, рост тарифов, пенсии/зарплаты, инфляция и рост цен.
Соцопросы показывают: Петр Порошенко категорически не проходит во второй тур выборов.
«Петр Алексеевич фактически имеет поддержку на Западе, в Центре Украины, и чем дальше на Восток — тем его поддержка меньше. А у Тимошенко есть поддержка на Востоке, и она больше, чем у Порошенко. Теоретически она может пойти на Восток, а президент эту возможность окончательно обрубил — особенно речью (в конце минувшей недели Посланием к парламенту — Прим. Ред.).
И потом, скрытая или открытая социология показывают, что за календарный год рейтинг Порошенко упал. В прошлом августе у него было до 15% рейтинга, а в этом — 6,8% — 7%, и это нарисованные цифры. А за это время рейтинг Тимошенко вырос вдвое. Самая минимальная цифра у нее — 18%, некоторые дают ей даже 23%», — говорит политический эксперт Руслан Бизяев.
Пока не понятно, что еще может сделать Порошенко до весны 2019 года, чтобы получить симпатии Донбасса и других регионов страны. Но не исключено, что эти голоса могут стать решающими для него в президентской гонке.