По словам Джемилева, он вел очень серьезную работу в Турции с целью заручиться поддержкой руководства республики идеи создания поместной украинской церкви.
«В этом направлении у нас была очень серьезная работа. Мы (крымские татары — ред.) системно работали и объясняли Эрдогану, как важно для Украины и крымских татар, чтобы в Украине была независимая поместная православная церковь. Я Эрдогану в таких популярных терминах объяснял, мол, сейчас Мекка для православных — Москва, а после Томоса и автокефалии украинской церкви ею станет Стамбул, поэтому и для вас это имеет политическое значение», — рассказал Джемилев.
По его словам, он лично был свидетелем телефонного разговора президента Украины Петра Порошенко с Эрдоганом, в ходе которого турецкий лидер пообещал приложить все усилия для получения автокефалии.
«Когда мы летали 12 июля в Турцию, то при мне прямо с самолета Порошенко поговорил сначала с Варфоломеем, а затем и с Эрдоганом. Эрдоган твердо сказал, что сделает все возможное и он уверен, что у него это получится, и у нас будет автокефалия», — рассказал Джемилев.
Он также добавил, что лично говорил о независимости украинской церкви как с главой Турции, так и с министром иностранных дел этого государства.
«Сначала Эрдоган удивился, почему это меня — мусульманина — волнует вопрос православия. Я ответил, что для независимости нашей страны, а соответственно и для крымских татар, — это очень важно. Он ответил: «Я вас понял», — поделился воспоминаниями Джемилев.
Позже патриарх Варфоломей назначил своими экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтского Илариона из Канады. Следует отметить, что архиепископ Даниил неоднократно признавался в том, что является сторонником украинского радикального национализма.
В канонической УПЦ Московского патриархата назвали произошедшее грубым вмешательством государства в дела религии и призвали патриарха Варфоломея не идти на поводу у нынешних властей Украины. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что Московский патриархат разорвет евхаристическое общение с Константинопольской церковью в случае дарования им автокефалии раскольникам.