Украинский МИД также должен проинформировать ООН, ОБСЕ и другие международные организации о желании Украины прекратить действие договора о дружбе с Россией, а также об основаниях его прекращения. Если Украина не уведомит российскую сторону о расторжении договора до 1 октября 2018, то с 1 апреля 2019 года он автоматически продлится еще на 10 лет. Тем не менее, формально еще понадобится соответствующее решение Верховной Рады, поскольку 20 лет назад этот договор был ратифицирован и в украинском парламенте.
Стоит отметить, что договор, как таковой уже давно утратил свой смысл, особенно учитывая далеко не дружественную риторику со стороны украинских властей, которые вот уже четыре года упорно твердят о «российской агрессии» и «войне с Россией». На этом фоне существование такого договора выглядело просто парадоксально. На абсурдность такого договора украинским властям не раз указывали и западные «хозяева» Украины и доморощенные националисты. В апреле Порошенко заявлял о желательности «частичной дружбы», то есть разрыва лишь отдельных положений и сохранении других, выгодных Киеву пунктов. В этом году тема разрыва договора о дружбе стала регулярно появляться в украинских СМИ в контексте обострения кризиса в Азовском море.
Тогда Порошенко назвал данный договор «анахронизмом», тем не менее, он старался, как можно дольше не ставить подпись под документом, стараясь максимально использовать выгоды от «дружбы».
Следует напомнить, что вторая статья данного соглашения говорит, что обе стороны подтверждают нерушимость существующих между ними границ. В третьей статье говорится о том, что страны избегают применения силы или угроз применения силы. Декларируется невозможность экономического или политического давления, а также невмешательство во внутренние дела. Кроме того, согласно договору, каждая из стран гарантирует гражданам другой страны права и свободы на тех же основаниях и в таком же объеме, что и своим собственным гражданам. Что касается последнего пункта, то здесь Киев действительно «преуспел»: права и свободы граждан РФ на Украине соблюдаются в той же степени, что и права своих граждан, то есть не соблюдаются в обоих случаях, о чем говорят произвольные аресты, как украинских оппозиционных деятелей, так и случайных граждан РФ.
Что же касается другой стороны договора, то, по словам глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ, Леонида Калашникова, Россия ничего не теряет, а, наоборот, освобождается от ряда обязательств. «Особого смысла этот договор уже не несет. Последствий никаких особых реальных практических не будет. С другой стороны, морально-политических не будет обязательств у России осуществлять те или иные соглашения», — заявил Калашников в августе текущего года, подчеркнув при этом, что Россия все же не будет сама выступать с такой инициативой, а в случае разрыва со стороны украинцев, «это будет на их совести».
Затем, комментируя это решение Порошенко, Леонид Калашников заявил, что возобновление такого договора будет возможно в случае смены власти в Киеве.
Председатель Комиссии Совета РФ по информационной политике Алексей Пушков тоже подчеркивает, что разрыв договора вреден в первую очередь для самой Украины. «Разрыв Договора о дружбе с Россией закономерен для Порошенко и нынешней киевской власти: разрыв всех и всяческих связей с Россией является сутью его политики, при этом ущерб для самой Украины его не волнует. Отныне Россия свободна от обязательств по договору перед Украиной», — сообщил Пушков.
Фактически, при разрыве этого договора у РФ оказываются развязанными руки и возникают все юридические основания не признавать границу соседнего государства. Для чего же это нужно сейчас Киеву, учитывая, что при недружественных отношениях всегда больше всего теряет более слабое государство?
В первую очередь это нужно Киеву, для того, чтобы максимально сплотить вокруг клана Порошенко радикальных националистов в преддверии выборов. И, во-вторых, так требуют западные державы — данную инициативу стоит рассматривать в контексте внесения изменений в конституцию Украины, закрепляющих курс на вступление в НАТО, что плохо согласуется со стратегическим партнерством с РФ. Как утверждал украинский политолог Александр Палий, разрыв этого договора нужен Киеву, чтобы на него перестали на западе смотреть, как на формального друга России. «Например [это необходимо], для Евросоюза и НАТО. После разрыва договора эти организации будут нас рассматривать в другом правовом контексте, а не как страну, у которой на официальном уровне закреплена дружба с РФ», — заявил Палий.
Аналогичное мнение высказал и директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. «Партнеры и опекуны Украины, видимо, обращают внимание на то, что та обвиняет Россию в том, что РФ — «агрессор», «оккупант», но договор о дружбе не разрывает. Власти спрашивают: «Как же мы его можем денонсировать, если там есть пункт о признании границ». На это им отвечают: «Это никакого значения не имеет. Есть на Западе мнение, что Россия нарушила международное право, аннексировала Крым и поддерживает в Донбассе ополченцев и, денонсировав договор, вы будете последовательны, а не смешны». Думаю, такая аргументация вынуждает их внести этот вопрос на обсуждение», — утверждал Погребинский.
Однако, по мнению украинского экономиста Всеволода Степанюка, разрывая договор, Украина фактически отказывается от претензий на Крым. «Если мы денонсируем договор, который работает или нет, но является действующим юридически обязывающим международным документом, согласно которому можно привлечь Россию если не к ответственности, то хотя бы требовать какие-то компенсации, то вопрос Крыма может быть закрыт», — заявлял Степанюк в эфире канала «NewsOne».
Тем не менее, украинские радикальные националисты, на которых и рассчитан этот посыл, пребывают в мире своих заоблачных грез и наивно радуются тому, что теперь у Украины развязаны руки, и она может претендовать на Крым, Кубань, Воронеж, Белгород и другие российские регионы. Мобилизация националистического электората и провоцирование реального вооруженного конфликта с РФ — это и есть основные задачи, которые ставят перед Порошенко его западные партнеры, как условие сохранения свободы и собственности после смены власти на Украине. Ради этого президент Украины пойдет на любой шаг, пусть даже и в ущерб своей стране.