29 августа С14 и возникшая в этом году националистическая организация «Лига востока» провели акцию в поддержку Вербового в Днепре (бывший Днепропетровск).
На следующий день правые радикалы заблокировали Апелляционный суд Львовской области, где должен был проходить процесс по делу Вербового, отказавшись разойтись даже после того, как стало известно, что суд перенесен на 6 сентября.
«Поддержать его (Вербового. — прим. авт.) на заседание пришли около двух сотен человек, в основном активистов националистических организаций, — сообщал с места событий журналист «Громадьске радио», — Перед началом заседания митингующие… развернули плакат с надписью «Свободу Марку Майору. Нет мусорскому террору». В нижней части баннера стояла подпись — С14. Также присутствовали представители других националистических организаций и футбольные фанаты. Люди зажгли файеры и перед входом в здание суда, на асфальте нарисовали надпись «Кто заказал Катю Ганзюк?» Именно такой текст и рисовали на стенах Маркиан и его друг во время задержания, в ночь на 17 августа. Правоохранители заметили их и во время задержания один из них ранил полицейского ножом в живот. Правоохранителя доставили в больницу и прооперировали. По словам коллег, нож был довольно большим, около двадцати сантиметров, он повредил почку и толстую кишку».
Баннеры в поддержку облитой кислотой херсонской активистки Гандзюк, посещавшей матчи «Динамо» (Киев) и «Кристалла» (Херсон), перед этим появились на трибунах как двух уже упомянутых футбольных клубов, так и «Николаева» из одноименного областного центра. В поддержку Вербового — на трибунах «Карпат» (Львов) и «Оболони» (Киев).
С одной стороны, нельзя не вспомнить, что С14 приобрела известность именно участвуя в 2012 году в аналогичной кампании «Свободу Павлюченкам», поддерживая арестованного за убийство фаната «Динамо» (Киев) и его отца. После Майдана те были амнистированы и младший отправился воевать на восток в рядах батальона (ныне полка) «Азов».
Массовое вступление ультрас, в том числе киевских «динамиков», в ряды ультраправого батальона позволило затем Билецкому укрепить свое влияние в этой среде и построить на ее основе тыловые политические структуры — сначала Гражданский корпус «Азов», а затем партию «Национальный корпус». Так, заместителем вождя партии стал «динамик» Назар Кравченко, а главой киевского отделения — его коллега по околофутбольному движению Сергей Филимонов. Оба они в 2014 году воевали добровольцами в «Азове».
В Николаеве фанатская трибуна местного футбольного клуба также стала главной мобилизационной базой для местного отделения «Национального корпуса». И таких примеров можно привести немало.
Сейчас С14, резко активизировавшись, начала теснить «Национальный корпус» с приватизированной последним фанатской и, шире, националистической «поляны». Нельзя не заметить, что акции С14 последних дней очень похожи на мартовскую кампанию «азовцев» в поддержку их арестованных активистов.
Сложно не обратить внимание, что «сечевики», ранее занимавшиеся исключительно нишевой «охотой на сепаратистов», вдруг стали активно влезать в социальную тематику, откровенно копируя действия «азовцев» последних лет. Например, в Днепре местное отделение С14 вместе с «Лигой востока» в последних числах августа начали борьбу против повышения цен на проезд в общественном транспорте.
Странным образом, кампания С14 против «мусорского террора» совпала по времени с публикацией расследования Bellingcat, посвященного обучению ультраправых бойцов МВД инструкторами польской частной военной компании Europaan Security Academy. Причем, в опубликованном 30 августа расследовании, красноречиво озаглавленном «Крупная европейская военная фирма тренировала украинских ультраправых и расистов», удар наносился после бойцов «Азова» (которых и тренировали поляки) по «Национальному корпусу» и затем прямо по Авакову.
Мне уже приходилось отмечать появление летом 2017 года в западных СМИ целой серии статей про угрозу демократии на Украине со стороны парамилитарных отрядов националистов и покровительства им со стороны Авакова. Что интересно, сразу же вслед за этими публикациями последовал обыск у заместителя министра внутренних дел Вадима Трояна, обвиненного в получении крупной взятки, вслед за которым начали звучать требования об отставке Авакова. Не исключено, что такие разоблачения готовили почву на Западе к снятию главы МВД.
Не исключено, что сейчас вновь «валят» министра внутренних дел, пытаясь сделать его «токсичным» в качестве партнера для Запада и фаворита президентской гонки Юлии Тимошенко. Тем более, что есть ряд достаточно красноречивых обстоятельств.
Во-первых, не секрет, что С14 сотрудничает с СБУ, которая после ухода Валентина Наливайченко превратилась в «карманную охранку» Порошенко. Во-вторых, первая активизация «сечевиков» в регионах прошла в январе-феврале этого года, как раз после того, как в октябре-декабре 2017 года «Национальный корпус» демонстративно поддержал МихоМайдан и даже выделил своих бойцов для охраны его сцены в Киеве.
Первая, зимняя репетиция выступлений «сечевиков» во Львове, Днепре (где тогда как раз дебютировала «Лига востока») и других городах прошла на теме борьбы с «московской Церковью», которую ранее также эксплуатировал «Национальный корпус». За полгода были сделаны выводы и проведены организационные действия, С14 удалось привлечь к себе больше праворадикалов, тем самым сузив поле мобилизации для партии Билецкого.
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ.