Идеальное здание неолиберальной страны 21 века — это торгово-развлекательный центр. Такая постройка приносит деньги и оставляет размышления о проблемах города на второй план — вместо того, чтобы вспомнить о том, что раньше на месте ТРЦ была школа или институт, вы покупаете новую вещь и отправляете своего ребенка в парк аттракционов.
В системе свободных рыночных отношений низкооплачиваемый и прекрасный труд вдруг обретает смысл — ведь часть заработка можно потратить на ужин с семьей в McDonalds на третьем этаже ТРЦ "Ocean Plaza" и почувствовать себя чуть менее бедным, чем есть на самом деле.
Свободный рынок также не позволяет обращать внимание, чем занимаются владельцы этого самого ТРЦ. А делают они вот что.
КИЕВСКАЯ ТАРЕЛКА
У станции метро "Лыбедская" стоит облупившееся серое здание. Это — здание Института научно-технической и экономической информации, также известное как "летающая тарелка".
"Тарелку" в 1971 году построили по проекту архитектора-изобретателя Флориана Юрьева, в эпоху второй волны советского модернизма. Один из корпусов здания, в котором расположен конференц-зал, сразу бросается в глаза, так как напоминает нависшую над городом летающую тарелку. Такая планировка появилась не случайно — под строительство был выделен очень узкий участок земли, пространства для полноценного конференц-зала не хватало, поэтому его было решено построить на верхушке здания.
В феврале этого года стало известно, что здание Киевского института научно-технической и экономической информации, известное также как "летающая тарелка" станет частью ТРЦ "Ocean Mall". Дело в том, что в 2017 году "тарелка" из фонда госимущества перешла в аренду компании-застройщику ТРЦ на 50 лет. Вместо того, чтобы отреставрировать здание, по праву считающееся шедевром советского модернизма, его просто впишут в четвертую часть ТРЦ, лишив уникальную постройку исторической и архитектурной ценности.
Многочисленные протесты киевлян, прошедшие под тегом не повлияли на планы застройщика. Строительство идет полным ходом, вход в здание "тарелки" закрыт.
Шедевр советского модернизма умрет, в разы обогатив компанию-застройщика.
ЖИТНИЙ РЫНОК
Еще одно выдающееся произведение советского модернизма, которое сейчас находится в ужасном состоянии — Житний рынок.
Здание рынка было построено в 1980-м году по проекту архитектора Валентина Штолько и по стилю постройки не имеет аналогов.
Не смотря на то, что с 1980 года здание не реставрировалось, в нем все еще идет торговля. Казалось бы, Житний рынок так и не отреставрируют, однако… реставрировать здание собираются в этом году, и проект реставрации уже был представлен.
Металлические рельефы с изображением городов на пути из варяг в греки решили убрать, как "пережиток совка". Справа — пристройка в виде волны непонятного предназначения. Вместо оригинальных рельефов — растительный орнамент.
Житнему рынку, как и "тарелке", не присвоен статус памятника архитектуры, а это значит, что здания практически беззащитны перед аппетитами застройщиков и реконструкторов.
Фото: Рима Войсток
ДОМ КУПЦА ВЕРТИПОРОХА
Если "тарелка" и Житний рынок еще могут быть грамотно реконструированы, то другой памятник архитектуры, бывший доходный дом на пересечении улицы Щекавицкой и Мижигорской уже не имеет шанса на жизнь.
В 2001 году жильцы здания были выселены, а сама постройка отдана в аренду.
Здание выполнено в стиле "неоренессанс" и горело 3 раза — в 2007, 2014 и 2017 годах.
Сейчас бывший доходный дом — руины, реконструировать которые возможно только через полный снос и постройку здания с нуля.
Теперь здание принадлежит фирме "Подол Инвест". Фирма не выполняет никаких работ по реконструкции, очевидно, дожидаясь полного разрушения здания для освобождения территории под застройку. Возможно также пожар 2017 года был организован фирмой-владельцем для ускорения процесса "освобождения территории".
КИНОТЕАТР МАЯК
Еще одно здание, которому следовало бы присвоить статус памятника архитектуры — бывший кинотеатр "Маяк", построенный в 1949 году, совсем скоро после окончания Второй Мировой. Кинотеатр относится к эпохе сталинской архитектуры, своими формами немного напоминая готический собор — фасад здания украшен розетками.
Теперь, однако, кинотеатр не работает. Но сегодня это не кинотеатр вообще — здание захватила Православная Церковь, в планах застройщика — превратить памятник архитектуры в храм. Большая надпись "Маяк" у входа в кинотеатр завешена баннером с распечатанной на нем иконой, а у ступенек сооружено самодельное распятие.
Еще один торговый центр вместо института, еще одна церковь вместо старого кинотеатра.
Так ведет себя свободный рынок в Украине, и точно так же неолиберализм захватывает архитектуру, уничтожая ее уникальность, предназначение и историческую ценность.