Плохое выполнение простых заданий в тесте внешнего независимого оценивания (ВНО) по математике свидетельствует о целесообразности усилить изучение математики в средней школе, считает директор Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) Вадим Карандий.
«Наверно, больше всего проблем у нас с математикой. Если по другим предметам ситуация более-менее нормальная, то по математике, к сожалению, у нас динамика результатов не утешительная», — сказал он на пресс-конференции в четверг в Киеве.
«Это действия с дробями, где нужно было фактически сократить на 2 числитель и знаменатель и получить результат. Задание несложное. Но, к сожалению, лишь 52% наших выпускников в 11 классе смогли справиться с заданием, с которым должны были работать в восьмом классе», — пояснил он.
Он привел в качестве примеров еще ряд заданий тестов по математике, истории Украины, физике, химии и географии, которые не были сложными, но с которыми не справилась значительная часть выпускников.
«Это симптоматично. Это плохо… Есть над чем задуматься. Нужно поднимать вопрос относительно контроля более глубокого и детального изучения предметов в основной школе», — добавил В. Карандий.
Говоря о прохождении минимального барьера сдачи тестов, в частности по украинскому языку и литературе, который был обязательным для всех выпускников, В. Карандий отметил, что общую картину ухудшили результаты выпускников профессионально-технических учебных заведений.
Согласно информации УЦОКО, в 2017 году минимально необходимый балл набрали 92% выпускников, в 2018 году таких было 86%.
«Снижение, которое сегодня фиксируется, связано с тем, что количество участников внешнего независимого оценивания по украинскому языку и литературе было увеличено за счет выпускников колледжей и выпускников профессионально-технических учебных заведений. Их результаты значительно хуже, и они вызвали общее снижение этих результатов», — пояснил В. Карандий.
По его словам, ученики профессионально-технических учебных заведений имеют плохую подготовку по украинскому языку, в связи с чем 54% из них сдали тестирование на начальном уровне. Согласно данным УЦОКО, у 42% — средний, 3% имеют достаточный уровень подготовки и 0,2% — высокий.
В то же время среди выпускников школ 10% имеют начальный уровень знаний украинского языка, 54% — средний, 30% — достаточный, 5% — высокий.
Директор УЦОКО также отметил, что существует гендерная диспропорция в результатах ВНО по украинскому языку.
«Результаты девочек намного лучше, чем у юношей. По украинскому языку результаты на высоком уровне девочки получают в три раза больше, чем это делают молодые люди», — отметил он.
Кроме того, В. Карандий отметил, что «шок» сдававших ВНО по английскому языку, вызванный наличием в тесте аудирования, связан с тем, что в настоящее время формат аудирования по английскому языку не распространен в школьном учебном процессе.
«Эта часть теста была абсолютно валидна… Проблемы, которые влияли бы на результат, не были выявлены. Все результаты признаны действительными. Они коррелируют с основным результатом, с основными достижениями участников по другим составляющим соответствующих языковых тестов», — сказал он.
В УЦОКО напомнили, что в нынешнем году более 336 тыс. человек приняли участие в ВНО. В Центре отметили, что 93% участников сдавали тест по украинскому языку, который был обязательным.
Напомним, что ранее Министерство образования Украины озаботилось очередными нововведениями в школах. Профильное ведомство под видом эксперимента предлагает ввести с нового учебного года в 10 классах интегрированный курс «Естественные науки», что предполагает исключение из учебной программы школьников старших классов биологии, географии, физики, химии, экономики и астрономии как отдельных предметов.
Немаловажным толчком к этому нововведению стала нехватка кадров. В школах исчезли учителя начальных классов, иностранных языков и естественно-математических дисциплин. Более того, каждый пятый учитель страны находится в предпенсионном возрасте.
Не исключено, что недобор преподавательского состава также оказал влияние на итоговые результаты ВНО.