На втором месте: «первый непроходной» экс-министр обороны Анатолий Гриценко с 10,7 %. Далее по нисходящей: Юрий Бойко — 8,9 %, Олег Ляшко — 8,5 %, Петр Порошенко — 8,3 %, Владимир Зеленский и Святослав Вакарчук - 8,0 %, Вадим Рабинович - 5,9 %. Исходя из этой социологии, действующий президент занимает только пятое место в рейтинге кандидатов.
При этом, следует отметить, что в этом социологическом агентстве постоянно заказывает исследования «5 канал», принадлежащий Петру Порошенко, и упрекнуть в оппозиционности к действующей власти социологов никак нельзя.
Внутренний фронт
Это конечно же, не оригинальная новость — о катастрофическом падении рейтинга Порошенко было известно давно, еще с начала мая, когда по результатам нескольких социсследований оказалось, что Порошенко занимает пятое-шестое место в рейтинге кандидатов и находится примерно на одном уровне с шоуменами Зеленским и Вакарчуком.
До этого, в администрации президента рассматривался следующий «хитрый план»: медийно поддержать руководителя «Оппозиционного блока» Юрия Бойко и вывести того во второй тур вместе с Порошенко. Юрий Бойко гарантированно проиграл бы Петру Алексеевичу.
Однако, после публикации рейтингов, стало понятно, что мало того, что Порошенко проиграет любому кандидату во втором туре, но и, скорее всего, во второй тур не выйдет. А это будет совсем уж позорно для Президента, набравшего на выборах в 2014 году рекордные 54,7 %.
Тут следует сделать небольшое психологическое отступление, для понимания того, кто такой Петр Порошенко.
В домовом храме Президента висит знаменитая фреска Пресвятой Богородицы, на которой изображены сам Петр Алексеевич и его семья. Изображены без нимбов, так позволительно с точки зрения канонов иконописи: изображать на фреске заказчика (ктитора) иконы. Но по традиции ктитор изображается меньшим по размеру, чем святой (в данном случае изображение Богородицы) и обычно коленопреклоненным, чего нет в изображении Порошенко и его семейства.
Что может быть в голове у человека, обладающего большой властью и изображающего себя на иконах? Петр Алексеевич считает себя носителем некой миссии, осененным перстом Божиим на царствование в Украине. И эта миссия, по его мнению, не окончена, так как единственное достижение — отмена визового режима с Европой, так и не была достойно оценена. А ему хотелось бы оставить след в истории. Такие люди тяжело расстаются с властью.
Другое важное качество Порошенко — он не «человек войны», не смотря на то, что ему приходится одевать камуфляж и вести войну с Донбассом. Петр Алексеевич Порошенко — бизнесмен, кондитер, всегда помнящий о том, что «деньги любят тишину». Он бы уже давно закончил бы АТО, будь его воля, сплавил бы бунтующий Донбасс и забыл бы про Крым, если бы его не подпирали снизу радикалы и «ястребы» в лице Авакова, Турчинова, Парубия, а сверху не давили из американского госдепа. Но инерция событий увлекает его все дальше в ультраправое поле, потому что именно эта часть и является самым активным сегментом нынешнего украинского общества. Других предвыборных вариантов, кроме заигрывания с «патриотами Украины», Порошенко не видит, да и не сможет реализовать.
Именно ощущение мессианства заставило Порошенко ввязаться в рискованную для него авантюру с Томосом и поверить заместителю главы администрации президента Ростиславу Павленко в то, что его дадут в июле. Получение Томоса и насильственное создание «Поместной Церкви» на базе филаретовских раскольников скорее всего толкнет Украину в религиозный конфликт, но этого Порошенко не хочет видеть — ведь, засыпая, он видит себя «святым Петром».
Внешний фронт
Другая сфера, откуда до Порошенко долетают тревожные звоночки — это сфера отношений с западными партнерами.
7 августа Рик Гейтс, бывший младший партнер американского политтехнолога и начальника штаба Трампа Пола Манафорта, дал показания, в которых заявил о том, что его партнер сотрудничал с Порошенко во время проведения предвыборной кампании 2014 года. Соль в том, что сейчас Манафорт находится под следствием по обвинению в неуплате налогов. Дело против Манафорта было одним из первых ударов по Трампу со стороны демократов.
Украинские партнеры демократов, среди которых был и Порошенко, приняли активное участие в подготовке этого дела, опубликовав «амбарную книгу Януковича», в которой были указаны суммы, которые выплачивались Манафорту во время его работы в Украине на Партию Регионов. Но потом внезапно победил Трамп, и Порошенко пришлось прикладывать максимум усилий к улучшению отношений с Трампом, который не забыл участия украинцев в кампании против его сотрудника.
И вот теперь имя Порошенко всплывает в связи со скандалом, связанным с неуплатой налогов в США, то есть с Манафортом. С трампом отношений Порошенко это не улучшит, а вот имидж изрядно подпортит. Особенно, если вспомнить, как та же самая администрация президента зубоскалила по адресу Манафорта, в свое время называя его «агентом Кремля». Теперь вот оказалось и сам Порошенко был с ним связан…
Все это создает Украине и лично Порошенко устойчивый ореол коррумпированности и участия в темных, крайне осуждаемых в США делишках.
Еще с одним центром влияния на Западе — Соросом и олицетворяемым им «либеральным центром», у Порошенко тоже не сложились отношения. Это подтверждают многочисленные журналистские расследования, проводимые «Радио свобода», «Громадським» и другими структурами, которые поддерживаются американским борцом за либерализм и демократию. Например, расследование об отдыхе на Мальдивах, ставшее одной из причин обвала рейтинга. Ходят слухи о том, что кандидатом от либерального центра влияния выступает Святослав Вакарчук, вокалист группы «Океан Эльзы». В некоторых американских СМИ наиболее перспективным кандидатом в президенты Украины называют другого украинского политика — бывшего министра обороны Анатолия Гриценко.
Для понимания ситуации с поддержкой Западом кандидата в президенты Украины следует учитывать то, что «коллективный Запад» сейчас не монолитен и представляет из себя набор различных центров влияния, что принципиально отличает нынешнюю ситуацию от 2014 года, когда и США, и ЕС выступали единым антироссийским фронтом. На выборах 2019 года могут быть разные кандидаты, заручившиеся поддержкой различных внешних партнеров-стейкхолдеров. С другой стороны, Западу сейчас недосуг погружаться в мышиную возню украинской политики — у них развивается торговая война между ЕС и США, между США и Китаем, США и Ираном, миграционный кризис и другие проблемы.
Украина в целом является типичным «чемоданом без ручки», который и нести тяжело, и бросить жалко. Для Трампа, например, Украина является чем-то вроде разменной карты в игре с Россией, и ему не зазорно проводить переговоры об Украине с Путиным даже без номинального участия украинских подопечных.
Все эти тектонические сдвиги, как внутри Украины, так и на внешнем фронте, отмечаются игроками украинской политики и вызывают соответствующий дрейф в сторону от Порошенко.
«Народный фронт» пытается выстроить коммуникацию с Юлией Тимошенко, по другой версии — с «Оппозиционным блоком», а скорее всего и с тем, и с другим. Остатки «Руху новых сил» Саакашвили пытаются договориться с Гриценко. Премьер Владимир Гройсман, протеже Порошенко и также выходец из Винницы, начинает вести свою игру, заявляет о самостоятельности. Коломойский делает комплименты Тимошенко. В украинских СМИ критика Порошенко становится общим местом.
Что делать?
Очевидный вариант для Порошенко: не идти на выборы. Уйти красиво и остаться «единственным достойно ушедшим». Не опускаться до уровня Ющенко, который позорно проиграл в 2010 году. Но — не таков Петр Алексеевич. И к тому же: ради чего он старательно выстраивал вертикаль власти все эти годы. Как только он заявит о том, что баллотироваться в президенты он не будет, эта вертикаль сразу же рухнет и похоронит под собой и президента, и его бизнес-империю, и его семью. Скорее всего, тихо уйти и разводить пчел, как это сделал Виктор Ющенко, у Порошенко не получится. Особенно в случае победы Тимошенко, у которой он — злейший враг.
Вместе с тем, последние действия и назначения президента говорят о том, что Порошенко намерен жестко бороться за сохранение своей власти. Например, на должность начальника киевского СБУ Порошенко назначил Олега Валендюка, выходца из Винницы, занимавшегося решением щепетильных вопросов в интересах президента в Генеральной прокуратуре. Похоже, Петр Алексеевич готовится к серьезной драке за сохранение своей вертикали.
Хорошим решением для Порошенко была бы «маленькая война», может быть даже и проигранная. Она давала бы ему шансы отменить выборы под предлогом начала военных действий в Донбассе.
Но, во-первых, никто Донбасс просто так не отдаст, а проигранная военная кампания может ведь закончится в Киеве… Во-вторых Петру Алексеевичу Донбасс вообще не нужен. Ибо что делать с мятежным регионом, в случае его реинтеграции — не знает никто. Хорошо бы такую войну, чтоб ничего не пришлось потом восстанавливать, и если проиграть, то без жертв, а, если победить, то так, чтобы ничего не получить. Но так не бывает.
Можно было бы отменить выборы, но как это сделать? И как сделать это так, чтоб и электорат не взбунтовался, и западные партнеры это съели? Таких вариантов тоже нет. Видимо, выборы придется проводить.
Остается только жесткий прессинг оппонентов. Кроме Тимошенко и Гриценко, с остальными кандидатами у Порошенко не такой уж и большой разрыв, и если суметь «дезактивировать» Юлию Владимировну, то во второй тур Порошенко очень постарается пролезть, а там, оказавшись вместе с Бойко, можно будет против конкурента мобилизовать «патриотический электорат».
В принципе, истории с фейковой смертью «журналиста» Бабченко и пытавшимися расстрелять из минометов Раду Савченко и Рубаном являются отработкой, «пробой пера». О том, что в Украине формируются «эскадроны смерти» рассказывал на канале Анатолия Шария бывший «азовец» Сергей. Как говорил Винни-Пух: «это жжж неспроста».
Скорее всего, нас ожидает очень интересная осень. Петр Алексеевич будет всячески цепляться за власть и давить конкурентов. И это тот случай, когда не хочется болеть ни за одну сторону.
С другой стороны, конечно же не стоит забывать о том, что на Украине возможно все: военный переворот, распад страны, наступление на Донбасс и прочая и прочая.
В любом случае, скучно не будет.