В 1961 году Сталинскую область переименовали в Донецкую, это было мотивировано ранее существовавшим названием Донецкий бассейн, сокращённо Донбасс. А уже от названия области обрёл своё имя Донецк. Такое обратное словообразование является нетипичным, когда не область получает своё имя от названия административного центра (Киев — Киевская область), а наоборот — имя её центра выделилось из названия области.
9. Кальмиус
Река со странным названием Кальмиус делит Донецк на две части, у местных нет понятий левого и правого берега, как это случилось с Киевом, например. Город воспринимается совокупно, мостов, соединяющих берега, вполне достаточно, чтобы сегодня Донецк был целостным и неделимым, но так было не всегда. Раньше раздел шёл по Кальмиусу: старая Юзовка относилась к Бахмутскому уезду Екатеринославской губернии, а современные Калининский, Пролетарский, Будёновский районы и Макеевка находились на Донских землях, принадлежавших Всевеликому войску Донскому.
Есть несколько версий происхождения названия реки Кальмиус. Возможно, название реки происходит от тюркского «каль» — золото, а Кальмиус — это золотая река или золотоносная. Название могло быть связано с тем, что на реке когда-то, вероятно, находили золото. Также существует версия, что имя реки пошло от тюркских слов «кинь» — волос и «миус» — рог, угол, излучина. Название Кальмиус при этом означает «тонкий, как волос, рог». По ещё одной версии оно произошло от славянского слова «кал» — грязь, а ещё по одной имеет скифские корни и значит «чёрный».
В старину в государевых бумагах нынешняя река Кальмиус именовалась по-славянски Кала (Кали). Наряду с названием женского рода — Кала (Кали) иногда употребляется название мужского рода Калок, или Калк. В конце XVI ст. в казенных бумагах наряду со старорусским названием Кала появляется название Кальмиус, постепенно эта форма вытесняет другие и остаётся единственной.
10. От сталинского ампира до зданий из стекла и бетона
Донецк имеет очень правильное линованное строение. Улица Артёма соединяет Донецкий металлургический завод с железнодорожным вокзалом, в 1880-х годах она называлась Первая линия. Первое асфальтное покрытие на ней появилось в 1927 году. Сегодня её протяжённость 10 километров, начинается она в Ворошиловском районе города, а оканчивается в Киевском.
Донецк — это город, в котором видна перспектива, широкие правильные улицы, роскошный бульвар Пушкина, вместительная главная площадь. На улице Артёма расположены одни из самых красивых построек — здания драматического и оперного театров, гостиница «Донбасс Палас», библиотека имени Надежды Крупской, etc. Жилые дома на ней — это тот самый чистокровный сталинский ампир, который можно встретить во множестве городов бывшего Советского Союза.
Чудо донецкой архитектуры — это «Дом с башнями» в начале улицы Университетской, был построен в 50-е годы ХХ века. Довольно долгое время он оставался самым изысканным зданием Донецка. Из воспоминаний его архитектора Павла Вигдергауза:
«Строился дом перед печально известным постановлением ЦК КПСС об архитектурных излишествах. После того, как он был сдан в эксплуатацию, его часто приводили в пример, как не надо строить, хотя, видит Бог, никаких излишеств в нём не было. А спустя годы в одной газете этот дом снова профигурировал на этот раз в качестве примера, как надо строить. Для наглядности рядом поместили фотографию панельной «хрущобы» первого поколения».
По воспоминаниям Павла Вигдергауза, этот дом он создавал под симфонии Чайковского.
Из новых построек можно выделить — бизнес-центр «Пушкинский», торговый центр «GREEN Plaza», который пострадал при артобстреле в 2014 году, футбольный стадион «Донбасс-арена», построенный в 2009 году, рассчитанный на 52 667 зрителей и т.д. Все новые здания, на мой взгляд, органично вписаны в архитектурный ансамбль города, никакое из них не нависает и не насилует взгляд: и новостройки у реки, и королевская башня с зубцами свободы, и здания современных торговых центров.
11. Горячая точка
Конечно, я не могла оставить без внимания новый статус Донецка на политической карте мира. Возможно, это вовсе не причина увидеть современный Донецк, но это точно то, о чём следует написать в этой статье.
Война — это традиционно уродливое явление, принявшее в Донецке совершенно неожиданную форму. Война наложила свой отпечаток на всё: на людей, на дома, на стиль одежды. Глаз дончан замылился, мы перестали замечать надписи на входе в заведения общественного питания, театры и филармонию «С оружием вход воспрещён», мы перестали болезненно реагировать на огромные красные буквы на зданиях «Убежище».
Летом 2014 года в городе появилось большое количество людей в военной форме, это резало глаз. Военные выделялись из толпы, были более заметны, сейчас они слились с толпой, никто уже не удивляется человеку в тельнике и камуфляже, он воспринимается обыденно. В центре города война почти не ощущается, если не слишком прислушиваться. Нетренированному уху канонада порою слышится, как раскаты далёкого грома. Дончане за четыре года войны научились различать звуки, с которыми стреляет то или иное оружие, приезжие этого лишены.
Когда я спросила московского художника Алексея Гинтовта, который совсем недавно приезжал Донецк в десятый раз, о самых любимых местах в нашем городе, он задумался на несколько секунд и ответил: «Аэропорт!» Я изумилась, всё же наш аэропорт — совсем не туристское место, а даже наоборот. Но Алексей не сдался и продолжил: «С точки зрения повышения бытийного статуса есть смысл посетить донецкий аэропорт. Наводит на размышления! Стройнит!»
До 2014 года уклад донецкой жизни ничем не отличался от уклада жизни в прочих городах-миллионниках. Мы все были благозависимыми. Это нормально, это не так уж плохо, успешные люди в промышленном городе мечтали о хороших машинах и комфортных квартирах, ездили отдыхать, обустраивали быт, покупали дорогие вещи, а однажды утром проснулись и поняли, что главное в другом. В том, чтобы был мир, в том, чтобы были живы и здоровы близкие. На первый план вышли истинные ценности, так состоялась победа духа в этом городе. И после этой победы мы все стали непобедимы, и это чувствуется!
12. Донецкий стиль
Для того, чтобы понять, как одета донецкая улица, её надо увидеть своими глазами, но я попытаюсь описать. Я уже говорила о том, как красивы донецкие женщины и как ярки их наряды. Действительно, в городе существовал и существует запрос на вещи необычные, яркие, находящиеся вне времени. Например, мода на каблуки во всём мире приходит и уходит, но в Донецке она константна.
В Донецке есть несколько дизайнеров, которые работали до войны и остаются в городе сегодня — братья Анацкие, Алеся Кошечкина, Светлана Топалова. О том, что же такое «донецкий стиль» я поговорила со Светланой Топаловой — дизайнер, которая участвовала в апреле 2018 года в конкурсе «Адмиралтейская игла» (Санкт-Петербург), презентовала там коллекцию «Крылья» и была отмечена членами международного жюри и награждена поездкой на неделю моды в сентябре 2018 года в Милан.
Светлана Топалова — некоренная дончанка, она приехала в Донецк в 1995 году.
«Когда я только приехала в Донецк, меня поразил «донецкий стиль», то, как одеваются донецкие люди, — поделилась Светлана, — это настолько было не похоже на то, как одевались там, откуда я приехала. Сейчас прошли годы, всё меняется, война, конечно, наложила отпечаток. Невероятно яркие и модные женщины из того моего первого впечатления надевали на себя всё сразу, много различных украшений. В их туалетах явно читалась любовь к брендовым вещам, между собою они хвастались ими. Меня это всегда забавляло. Через какое-то время я познакомилась с ведущими донецкими модницами: много фирменных вещей, каблуки, яркие образы, стразы. Люди были буквально помешаны на вещах и этикетках. Сейчас ситуация изменилась. Но она изменилась не только в Донецке из-за войны, но и в мире (то ли кризис повлиял, то ли масс-маркет сыграл свою роль). Если раньше люди были модниками, то сейчас стали одеваться проще. Сегодняшний Донецк мне нравится больше, возникла сдержанность в одежде, появился духовный отпечаток. Но яркость и каблуки никуда не делись, Донецк не хочет идти в ногу со временем, не хочет упрощаться и уплощаться, очевидна некоторая зацикленность. У нас всё также носят красные туфли под красную сумку, предпочитают яркую монохромность возможности миксовать цвета и принты…»
Кощунством было бы ставить точку в конце этого материала, так много ещё того, о чём хотелось бы поведать, во что следовало бы углубиться. Я обещала вам, дорогие читатели, рассказать о наших театрах, но это невозможно в формате этих кратких заметок, ведь и драматический, и оперный театры достойны отдельных полновесных статей. И они скоро будут — эти статьи! До новых встреч!