В народе авто на европейских номерах прозвали «евробляхами». В центре украинской столицы их владельцы требуют отменить постановление Кабинета министров о расширении полномочий полиции. Кроме этого, в требованиях — принять законопроекты о доступной растаможке авто.
"Два основных требования: пересмотр постановления Кабмина о расширении полномочий полиции по авто с европейской регистрацией и возможность растаможить автомобили", — говорят активисты.
В центре Киева — снова протест
Европейская площадь, улица Грушевского и весь правительственный квартал оказались заблокированы в Киеве с 6 утра. Владельцы авто оставляли их прямо на дорогах.
По рассказам активистов, полиция проверяла машины всех, кто ехал на акцию протеста, забирали найденные в машинах колеса (видимо, чтобы не жгли покрышки).
Но и это не помогло: уже после обеда автовладельцы переместились под здание Кабинета министров, зажгли шины, бросили несколько дымовых шашек.
Компромисса нет
Конфликт владельцев «евроавто» с властью длится уже несколько лет. В мае 2017 года премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что правительство готово принимать участие в подготовке изменений в законы, касающиеся автомобилей с иностранной регистрацией.
15 июня 2018 года в Верховную Раду внесли два законопроекта №8487 и №8488 о регистрации в Украине автомобилей на иностранных номерах. Документы разработал Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики. Они предусматривали снижение таможенных налогов на регистрацию автомобилей на еврономерах, а также отмену запрета на таможенное оформление машин, которые не соотетствуют стандартам Евро-5.
А 5 июля стало известно, что Нацполиция Украины получила возможность отслеживать сроки пребывания в стране машин на еврономерах и применять санкции к нарушителям.
Сейчас для украинцев невозможна регистрация ввезенных из-за границы машин, не соответствующих стандартам Евро-5. Это значит, что невозможно зарегистрировать автомобиль старше 2010 года выпуска (когда начал действовать этот стандарт), независимо от их технического состояния.
Власть наполняет бюджет
По сути, украинские политики и чиновники ищут новые источники пополнения Пенсионного фонда Украины, увеличивая налоги. Косвенно об этом рассказала близкая к Порошенко председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
«В Пенсионном фонде катастрофический дефицит, и мы ищем источники его пополнения, поэтому ни в коем случае нельзя отменять налог с водителей машин на еврономерах. Это молодые, здоровые люди и снижать для них налоговую нагрузку неправомерно», — заявила Южанина журналистам канала NewsOne.
Водителей европейских машин, которые они завезли из Евросоюза полулегальным способом, без полной растаможки, воспользовавшись несовершенством украинского налогового законодательства, теперь хотят заставить растаможить машины и заплатить все налоги под угрозой штрафа в 170 тысяч гривен.
Сумма легализации автомобилей на еврономерах, по предложению парламентского комитета, будет составлять около 3 тысяч евро, независимо от возраста авто и включать акциз, таможенную пошлину, НДС и сбор в ПФУ.
Как заявляет Южанина, это позволит пополнить бюджет страны и простимулирует покупку новых автомобилей.
Дешево и не очень сердито
Сейчас по дорогам Украины, сообщает Государственная фискальная служба, ездят около 400 тысяч авто с иностранной регистрацией. Реальное же число, отмечают эксперты, гораздо выше — больше миллиона.
Главная причина популярности "европейцев" — их дешевизна. Цена на машину в Польше может оказаться в 3-4, а иногда и еще ниже, чем аналогичное авто в Украине. За 1,5-2 тысячи евро украинец может пригнать себе приличный автомобиль. Разумеется, речь идет о подержанных машинах.
Помимо этого, поддерживая национального производителя, в Украине годами пытались сделать покупку импортного авто невыгодной: до 2008 года ввозная пошлина на импортные машины составляла 25%. Потом стоимость постепенно снижалась, а полностью отменить спецпошлину на импортные авто удалось лишь в 2015 году.
Авто из Европы: аргументы «против»
Самыми популярными среди украинцев "зарубежными" авто остаются машины на польских и литовских номерах: сюда стекаются авто возрастом "более 10 лет" со всей Европы.
Дело в том, что пользоваться старым авто в Европе дороже, чем купить новое. Ежегодно будут расти экологический налог, страхование и обслуживание такой машины. Так что владельцы с радостью их продают. Автомобили попадают сначала в Литву, Польшу, Румынию, Молдову, а затем — в Украину.
Впрочем, аргументы есть и у противников "евробляхеров". Если спорные машины узаконят, сделают скидку, на украинском рынке появится множество авто по низкой цене. Авторынок вынудят скорректировать цены в сторону уменьшения, а значит, машины будут стоить дешевле.
Кроме этого, полиции крайне сложно найти и опознать водителей, совершивших ДТП на «евромашине» и скрывшихся. Эти люди не становились на учет и не оформляли документов. Следовательно, для полицейских баз их просто нет.