Изначально предложили дать такое название городу, чтобы оно было прямо связано с именем Ленина или каким-либо его псевдонимом, но оно было отвергнуто в силу нескольких причин: во-первых, его имя получил к тому времени Ленинград, во-вторых, посчитали, что маленькая на тот момент Юзовка не соответствует масштабам громкого имени вождя.
Создатели нового имени города стремились как-то опосредованно связать его с личностью Ленина, прибегнув к популярной в те годы метафоре. В округе преобладала стальная промышленность, а сама революция, по словам Ленина — это локомотив, сделанный из стали, на котором машинистом и был сам товарищ Ленин. Исполком посчитал, что символом, характеризующим покойного вождя, является «Сталь» и решил переименовать город Юзовку в город Сталин, а округ и завод называть Сталинскими. Так люди, проживающие на берегу реки Кальмиус, стали стальными.
5. Стальной характер
Нам свойственно приписывать те или иные черты людям, проживающим на определённой территории или относящимся к определённой национальности, это находит отражение в песенном фольклоре, в большой литературе, в анекдотах и т.д. Происходит некое обобщение и упрощение в контексте прожитого и пережитого, история склонна судить всю общность по поступкам самых ярких её представителей. Те, кто дошли до вершины, заслуживают или благоговенье, или порицание. Когда ставят те или иные клейма, полутона почти не учитываются, под определённым ракурсом берётся основная черта и гиперболизируется.
Донецк — город промышленный, профессии, которые были здесь в почёте в XX веке, связаны с тяжелейшим физическим трудом и риском для жизни. Добыча угля в шахтах Донбасса — это всегдашняя игра со смертью в связи с высоким содержанием метана в угле и вмещающих породах. Это наложило отпечаток на наш язык, никому не хочется идти в «последнюю» смену, поэтому ходят в «крайнюю», потому что последняя смена — это трагично, кажется, что после неё ничего нет.
Когда ты каждый день спускаешься в шахту и не знаешь, поднимешься ли на поверхность, когда ты каждый день преодолеваешь самый сильный человеческий страх, страх смерти. Это неизбежно накладывает отпечаток на твой характер, на характер твоей жены, на характер твоих детей, на характер твоих детей, etc. Дончане по сути своей высококлассные командные игроки, готовые поддержать и подставить плечо, они невероятно сильны духом. Когда в город пришла война, и надо было сплотиться внешне и внутренне, чтобы держать оборону перед смертью, они сделали это, многие ценою собственных жизней.
Донбасский характер появился не вчера, он воспитывался поколениями. Донбасский характер — это когда зелёный росток пробивается сквозь асфальт, вопреки всему, это выдержка, бесстрашие и вера в то, что всё можно пережить. Характер — это прежде всего глаза. Я помню глаза шахтёров из моего детства, светлые и тёмные, подведённые углём, ясные добрые глаза. Я сегодня вижу глаза мужчин и женщин моего города, и независимо от профессии и возраста их обладателей, в этих глазах есть свет. Это свет мужества, стойкости, любви к собственной земле. Я называю этот свет коногонным.
Конечно, странно говорить о глазах местных жителей, как о причине увидеть современный Донецк, но поверьте мне — те, кто хоть единожды побывал здесь, вспоминают в первую очередь удивительных мужественных людей, а уже потом говорят о терриконах и копрах, о кудесниках-кузнецах и множестве благоухающих роз.
6. «Из города, где пальмы куют из рельсов…»
В 90-е годы ХХ столетия в Донецке возникло неформальное объединение мастеров художественной обработки металла «Гильдия кузнецов Донбасса». Одним и самых известных проектов Гильдии кузнецов Донбасса является Парк кованых фигур — это парк со скульптурными композициями, выкованными из металла. Автор и руководитель проекта — Заслуженный деятель искусств Украины Виктор Бурдук.
Парк был открыт в августе 2001 года. Такое же название получил и международный фестиваль кузнечного мастерства, ежегодно проходящий в Донецке. В этом году пройдёт двадцатый юбилейный фестиваль. Традиционно работы, изготовленные к фестивалю, остаются в парке как подарок городу. На сегодня в парке 231 скульптура. Парк кованых фигур признан уникальным в Европе, вот уже десять лет Донецк как полноправный член входит в «Кольцо европейских городов-кузнецов».
В 2015 году кузнецами Донецка был создан памятник «Погибшим гражданам Донецкой Народной Республики», представляющий собой четыре пятиметровых кованых розы. Шипы на стеблях роз по форме напоминают гильзы, а в основании памятника находится снаряд «Града». У памятника два посыла — увековечивание памяти и провозглашение победы жизни и красоты над смертью и войной. Розы, выросшие из разорвавшегося артиллерийского снаряда, — это олицетворение стойкости и силы духа, современное лицо стального города. Саму гильзу делали кузнецы из Снежного (город на территории ДНР), а розы ковали мастера Гильдии кузнецов Донбасса.
Большая известность в городе и за его пределами пришла к донецкому кузнецу Виктору Михалёву благодаря работам с использованием настоящих осколков, кусков снарядов, различных гильз. Многие дончане и гости города обзавелись его коваными розами, растущими из настоящих отработавших боеприпасов. Мастера кузнечного дела знают, что у смертельного металла не хватает ковких свойств, но это не мешает Виктору Михалёву использовать его для своих инсталляций. Он берёт за основу реальный отработавший боеприпас (или несколько) и крепит к нему выкованную розу.
Венцом кузнечного искусства Донбасса, с которого и началась традиция, является знаменитая пальма Мерцалова, изображённая на гербе Донецкой области. Пальма была выкована из рельса в конце 1895 года кузнецом металлургического завода «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств» Алексеем Мерцаловым с помощью молотобойца Филиппа Шкарина и других рабочих завода. Рельс был выбран в качестве исходного материала в рекламных целях, высота пальмы составляет 3 метра 53 сантиметра. На её создание у Мерцалова ушло три недели. На верхушке пальмы расположен венчик, а вокруг ствола десять листьев. Листья пружинят, хотя они выкованы из стали и составляют единое целое со стволом.
В 2007 году копия пальмы Мерцалова, выполненная мастерами «Гильдии кузнецов Донбасса», появилась на бульваре Пушкина в Донецке, но выкована она была уже не из рельсы, а из дамасской стали. Вес копии около 500 килограммов, каждый лист состоит из 120 слоёв металла.
7. Clean cleanом вышибают!
В 1970 году Донецк по версии ЮНЕСКО был признан самым чистым промышленным городом мира. И по сей день гости города не перестают изумляться чистоте донецких улиц, проспектов, площадей, бульваров. Говорят, работа хорошей хозяйки не видна, но как только хозяйка начинает лениться, это становится заметно. В Донецке патологически чисто, стерильно чисто, неугомонные коммунальщики делают всё, чтобы чистота города и дальше была его визитной карточкой. Небольшая трудолюбивая армия людей в оранжевых жилетах что-то постоянно убирает, пересаживает, подкрашивает, поливает. В городе достаточное количество аккуратных урн, это очень удобно, никто не станет бросать окурок или палочку от мороженого на землю, если можно бросить в урну, которую не надо долго искать.
Донецк всегда был чистым городом, но за последние четыре года он стал ещё чище. Злопыхатели говорят, что это связано исключительно с комендантским часом (меньше времени сорить) и сократившимся количеством жителей, но есть ещё причины, по которым это произошло. В какой-то момент произошёл перелом в сердцах горожан, когда город начал восприниматься как общий дом, как собственная квартира, которую ты делишь с земляками. А кто же станет сорить в собственном доме? Появился страх потерять город, стать по сути бездомными, а человек так устроен, что всегда начинает любить и заботиться сильней, когда в нём просыпается страх потери.
Мне кажется, что город выстоял в первые два года войны благодаря молитвам дончан и рукам коммунальщиков. Помню, обстрел идёт, грохот стоит страшный, а два дядьки рядом с моим домом в оранжевых жилетах траву стригут и деревья пилят. Абсурд? Вокруг война, кому нужны эти деревья и подстриженная трава? Им нужны, мне нужны, смотришь на них и понимаешь, что война войной, а трава сама себя не подстрижёт. Сегодня война, а завтра мир наступит, а у нас тут деревья не в порядке и бордюры не крашены.
Мне, в прошлом заядлой путешественнице, даже не с чем сравнить донецкую чистоту и ухоженность. Нет в мире такого нигде, кроме Донецка. Все знают, как прекрасен Париж, старинный город с многовековыми традициями, но грязен невероятно. Амстердам почище Парижа, конечно, но тоже не Донецк. Берлин, Прага, Рим? Нет, всё не то, то урн не хватает, то ливнёвки забиты.
А однажды дошло до абсурда, приехали ко мне в гости год назад друзья из Москвы и решили провести в Донецке флешмоб «Крышечка мира», привлечь молодёжь, снять ролик и рассказать, почему важно перерабатывать пластик, а если не перерабатывать, то хотя бы закручивать пустые бутылки. В центральной части ролика мы должны были собрать на улицах как можно больше крышечек и выложить ими некий символ. Начали собирать, а крышечек нет, в урнах, конечно, есть, но не лезть же, в самом деле, в урну. Совместными усилиями нашли несколько, пять или шесть, ролик, конечно, сняли, но крышечки эти интервьюируемые передавали друг другу из рук в руки, как реликвию.
8. Хороша Маша, ещё и наша!
Чем дальше на юг, тем птицы пестрей, а наряды женщин ярче — закон этой планеты, глухая палитра, характерная северу, уступает место сочным и радующим глаз оттенкам. Невероятно несправедливо помещать рассказ о красоте донецких женщин в эту статью, их красота достойна отдельной статьи. Нет, не статьи, романа!
Донецкая женщина красива от природы. Помните Цветаевское «В его лице трагически слились две древних крови»? Это она про мужа своего писала, в лицах донецких женщин слилось множество кровей, их красота способна лишить разума всякого чужеземца. Мой друг из Дюссельдорфа Франк, когда впервые приехал в Донецк, периодически снимал очки с диоптриями, чтобы вовсе не видеть дончанок, до такой степени его разволновала их красота, а на третий день спросил: «Это город моделей?»
Неделю назад в Донецке с десятым визитом был ещё один мой друг художник Алексей Гинтовт, работающий в жанре нового русского классицизма. Мы сидели в кафе, и Алексей несколько раз за вечер восхитился красотой дончанок, которые дивными павами плыли по бульвару Пушкина. Донецкие женщины вооружены этой своей красотой и смертельно опасны для неподготовленного зрителя. Рядом с ними у других женщин может даже развиваться комплекс неполноценности.
Бытует мнение, что красивым женщинам проще жить на свете, на самом деле это не совсем так. Видя внешнее, люди часто забывают заглянуть внутрь, красота — это ширма, её надо уметь нести, уметь держать лицо, следить за выправкой. Донецкие женщины научились это делать мастерски, они не только одни из самых красивых, но ещё и одни из самых ухоженных. Великий поэт, именем которого назван главный бульвар Донецка, написал: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…» Этот тезис дончанки взяли на вооружение, их мужчины избалованы удивительной женской красотой, красотой, стремящейся к современному абсолюту.
Конечно, я не могу обойти своебычный стиль дончанок. То, как они изысканно одеты должно быть запечатлено и растиражировано, но об этом я расскажу в третьей части этого материала, так как это отдельная и довольно обширная тема для размышлений.