— В Киеве опять начались массовые отключения горячей воды. Что будет после того, как закончится договор с "Киевэнерго"?
— Я вообще не понимаю, что делает Виталий Кличко со своей командой. На этот вопрос должен отвечать адекватный городской голова. Я понимаю одно, у них через две недели заканчивается договор: лицензий нет, оборудования нет, договоров на газ нет, на воду нет, ни черта нет. Там нужно более 20 лицензий. Они продолжают чудить. Пусть киевляне теперь думают, кого они выбирали. И пусть Кличко берет на себя ответственность. Он четыре года разыгрывал игру и говорил: "Я не влияю на тарифы", пусть теперь отвечает.
— То есть никакого плана у городской администрации нет?
— Никто не знает, что будет происходить дальше. КГГА подготовил незаконный проект, который они хотят протолкнуть через Верховную Раду. Они хотят, чтобы им разрешили по лицензии "Киевэнерго" использовать оборудование и оказывать услуги, в том числе по обеспечению горячей водой. Они уже рассмотрели его в комитете, но сам законопроект логики не имеет, как и все, что тут происходит.
— Как объяснить все эти "плановые" гидравлические испытания электросетей, отключения воды, о которых сообщают в последний момент?
— А зачем их сейчас проводить? Придумывают какую-то ерунду. Никакого плана на сайте КГГА нет, они привыкли рассказывать киевлянам эти байки про гидравлику, ремонтные работы. Пусть вывесят план гидравлических испытаний на полгода вперед.
— В чем заключается истинная причина массовых отключений? Нехватка энергоресурсов, долги?
— Сейчас долги за газ у "Киевэнерго" составляют 3,5 млрд гривен. Эти долги перейдут по закону в новую структуру. Дальше они должны теоретически быть реструктуризированы.
— Плюс 40 млрд долгов за коммунальные платежи…
— Там сложно разобраться. Цифры огромные, но нужно понять, каковы долги по субсидиям. Я сегодня смотрел справки по задолженности перед "Нефтегазом". Общая задолженность "Теплокоммунэнерго" и облгазов — 55 млрд гривен.
— Как сейчас устроена система оплаты за коммунальные услуги для жилых домов. Могут ли отключить воду всему дому, если какая-то часть людей не платит?
— В Киеве уже давно внедряют эту коллективную ответственность. Поэтому треть Киева и сидела без горячей воды. Миллионы людей оплатили, а им все равно отключили воду. Но они скушали это, значит им нравится.
— Кличко заявил, что основная проблема в изношенности труб.
— Кличко говорит то, что ему говорят. Сам он вообще не владеет информацией. Кличко озвучил цифру 90% износа, а гендиректор "Киевэнерго" Александр Фоменко — 64%.
— Где правда?
— Фоменко я доверяю больше. Но и в "Киевэнерго" заинтересованы преувеличивать этот износ, потому что туда можно списывать больше денег. Поэтому они просто готовят киевлян, что будут больше тарифы и больше денег пойдет на модернизацию теплосистем.
— Пойдут ли эти деньги на реальную модернизацию?
— Будут пытаться все-таки как-то рассчитывать бюджет, потому что если все переложить на тарифы, будет революция. Уже готовиться почва, как списывать эти деньги. Раньше озвучивалась сумма $200 млн долларов, сейчас уже $600 млн.
— Есть такие деньги в бюджете?
— Эту цифру никто не проверял, она завышена как и любая сметная стоимость на любой стройке.
— Вчера 60 тысяч человек остались без воды на подконтрольной Киеву территории в Донбассе. В 2017 году полгода не могли решить проблему с горячей водой в Мариуполе? То есть проблема не только в Киеве?
— У нас без горячей воды долгое время оставалась куча городов. Многие уже забыли про услугу центрального горячего водоснабжения и перешли на бойлеры.
— Это действительно выход из ситуации?
— Это нетривиальная проблема. Я считаю, что в крупных городах, особенно там, где зона действия ТЭЦ, там должна быть сбалансирована услуга по горячей воде. Это дополнительная услуга и дополнительный потребитель. Все эти вопросы возникают вследствие отсутствия политики и стратегии водоснабжения крупных городов. Поэтому многим приходится выживать как могут. Некоторые принимаются резать теплосети на металлолом. Хаотичный уход от центрального водоснабжения ничем хорошим не закончится.
— Гройсман говорил, что цены на газ в ближайшее время поднимать не будут, но многие убеждены, что все это игра на электорат. Какой ваш прогноз?
— Гройсман очень последовательный политик. Это я говорю с иронией. Он пытается обмануть МВФ и не поднимать по их требованию тарифы. Я наблюдаю и пытаюсь найти какую-то логику в действиях правительства, но не нахожу.
— Эксперты считают, что перед выборами тарифы могут даже снизить, чтобы избежать социального бунта?
— Долги пока что пытаются закрывать субсидиями. Но тенденции к снижению я не вижу.
— Есть ли угроза срыва следующего отопительного сезона?
— Это зависит, в том числе, от цены на газ, от баланса газа, от взаимоотношений с Россией.
— Если Гройсману веры нет, и его рейтинг оставляет желать лучшего, то лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко, согласно опросам, имеет все шансы стать следующим президентом Украины. Есть ли у нее какая-то программа по этой проблематике, в частности модернизации теплосетей? Тарифная политика?
— Юлия Владимировна Тимошенко работает над этой программой, и в мае она будет озвучена. Я принимаю участие в работе над ней, в частности над фрагментами тарифной, жилищной политики, капитальных ремонтов, модернизации жилищного фонда. Но для того, чтобы реализовать ее практически, нужно понять реальные финансовые и технические возможности. И вне власти это сделать очень тяжело.