Коммерциализация медицины на марше
Это являлось ключевым пунктом реформы. По замыслу реформаторов, это повысит доверие к врачам, так как будет выбран специалист, которому доверяют, а те, кто не наберет достаточного количества пациентов, останутся без профессии. Именно этому врачу должны перечисляться деньги. Согласно порядку оказания первичной медицинской помощи, утвержденному Минздравом, оптимальный объем практики для семейного врача составляет 1 800 пациентов, терапевта — 2 000, педиатра — 900. Однако в зависимости от демографических, инфраструктурных и иных особенностей населенного пункта количество пациентов может меняться. Кстати, семейных врачей на Украине прослеживается большая нехватка. Они есть далеко не в каждом населенном пункте и зачастую не справляются с правильной диагностикой сложных заболеваний.
«Целесообразность подписания деклараций с большим количеством пациентов будет согласовываться во время подписания договора между медучреждением и Национальной службой здоровья. Например, если семейный врач работает в селе, где проживает больше 2 тыс. человек, то все жители смогут обслуживаться у него. Без медицинской помощи не останется никто», — написала на своей странице в Facebook и.о министра здравоохранения Ульяна Супрун.
Иными словами, медики должны будут работать больше. А персонал небольших провинциальных больниц в глухих сельских районах, где не так много клиентуры, но особенно дефицитны услуги врача, будет жить на копеечную зарплату — или увольняться.
Одним из ключевых принципов реформы является формула «Деньги идут за пациентом». Впрочем, именно финансовый вопрос является наиболее уязвимым ее местом. Так, сумма расходов, предусмотренная в законе на одного взрослого человека, составляет 370 грн. Деньги будет распределять ново созданное Национальное агентство здоровья, которое перечислит их медучреждению после проверки протокола медучреждения. Но даже по примерным расчетам она не соотносится с нормой бюджета. Ибо только на обещанную повышенную зарплату врачей (15 —17 тыс грн в месяц) и медсестер (10 тыс грн) придется потратить около 7 млд грн, а в бюджете 2018 года на медицину выделено 13 млд. Если разделить оставшуюся сумму в 6 млд на все население Украины, остается лишь 142 гривен на пациента в год.
Исходя из такой мизерной суммы, говорить о каком-то новом качестве украинской медицины не придется, а все будет сведено к необходимости для граждан платить из собственного кармана. Пока что не определен полный перечень гарантированного пакета услуг, который будет покрываться государством. Считается, что в него должны войти консультация врача, вакцинация, общий анализ крови, мочи, анализ на холестерин и т.д. диагностика и лечение травм, отравлений, патологических, физиологических (у беременных) состояний. Бесплатными должны остаться роды.
Что касается специализированного или узкоспециализированного лечения (услуги аллергологов, венерологов, гинекологов, кардиологов, мануальных терапевтов, нейрохирургов, логопедов), то они будут бесплатными при наличии направления от семейного врача, в противном случае придется платить по определенным тарифам, которые будут пересматриваться Минздравом каждый год. Учитывая явную направленность реформы на бюджетную экономию и коммерциализацию медицины, то здесь украинцев наверняка ожидают неприятные сюрпризы.
Немощная скорая помощь и борьба с флюорографией
Министерство здравоохранения высказывало планы по сокращению штата скорой помощи. Вместо врачей-фельдшеров в ней должны быть лишь 2 парамедика и водитель. Парамедик — специалист со средним медицинским образованием, функция которого должна сводиться к общей оценке ситуации и сопровождению пациента в больницу либо рекомендации обращения к семейному врачу. Проблема в том, что готовых парамедиков в Украине нет, на их подготовку уйдут годы, да и качество этой подготовки пока под сомнением. А значит, переходной период может дорого обойтись пользователям услуг скорой.
Однако и этого Супрун оказалось недостаточно. Так, 24 марта она объявила «борьбу с пережитками советского прошлого». К таковым гражданка США отнесла флюорографию и диспансерное лечение больных туберкулезом. По ее мнению, флюорография недостаточно эффективный метод выявления туберкулеза, поэтому ее лучше заменить анкетированием. А позже объявила «советским мифом» вегето-сосудистую дистонию.
«В нашей работе внедрение современных практик медицинской помощи часто должно происходить одновременно с разрушением устаревших методов. Одним из них является проведение массовых флюорографических обследований у здоровых людей с целью остановить туберкулез», — написала она на своей странице в Facebook.
По словам Супрун флюорография позволяет выявить только развившиеся формы болезни. А на ранней стадии туберкулез не производит изменений в легких, поэтому, даже если пациент уже инфицирован, процедура бессильна показать что-либо. Поэтому акцент необходимо сделать на анкеты, которые будут определять, является ли пациент в группе риска. Проводить ее будет тот же самый семейный врач.
И не важно, что флюорография признана ВОЗ одним из лучших способов профилактики и диагностики социально опасной болезни — туберкулеза, а также выявить специфические заболевания груди у женщин. Украина является одним из лидеров Европы по распространению туберкулеза. Ежедневно им заболевают около 90 человек и 30 умирают, ежегодно в стране он диагностируется у более 30 тысяч человек.. Наша страна имеет худшие в Европе показатели успешности лечения туберкулеза — излечиваются лишь 71% новых случаев.
Предложение Супрун вызвало шквал критики и насмешек в социальных сетях. Пользователи отпускали шутки по поводу внедрения «новых несоветских» технологий в виде сдачи мочи и кала по телевизору.
«Я бы назвал это «декоммунизация в медицине». И грудь женщинам не стоит проверять — анкета надёжнее», — отреагировал на пост экс-министр ЖКХ Украины Алексей Кучеренко.
Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров, комментируя последние инициативы главы Минздрава, отметил, что все медицинские показатели критически падают.
«Отменим профилактические осмотры, отменим флюорографию, вызовы врача на дом тоже отменим, из бригады скорой помощи заберем врача, больных туберкулезом будем лечить в домашних условиях и т.д. и т.п». Все это — пережитки коммунизма, а мы будем заниматься медицинским сопровождением людей на кладбище, это медицина по-новому. Флюорографический осмотр позволял на ранней стадии выявлять многие страшные заболевания и являлся важной профилактической практикой. Что вместо него? Да ничего! По Супрун, живи себе, как дерево в лесу. Заболеешь, упадешь и дело с концом. Правда, в хорошем лесничестве и за деревьями досматривают, а при необходимости и лечат. Но Супрун не до людей. У нее плановое задание — в Украине должно остаться не больше 10 млн. украинцев», — написал он на Facebook.
Таким образом, эксперименты Супрун способствуют лишь ухудшению качества и снижению доступности медицины, что, в конечном счете, будет способствовать росту смертности граждан Украины. Не зря в народе она имеет весьма характерное прозвище «Доктор Смерть».