Следственный комитет по-украински: Кому нужно Госбюро расследований - 13.12.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Следственный комитет по-украински: Кому нужно Госбюро расследований

Читать в
После Майдана на Украине создано множество новых силовых структур, которые должны бороться с коррупцией. Их работа пока не вызывает ничего, кроме сардонической усмешки: коррупция только набирает обороты. Однако особняком стоит ведомство, которое украинским властям не удается материализовать уже более 20 лет

Сегодня украинский парламент рассматривал сразу три законопроекта о внесении изменений в закон о «О Государственном бюро расследований» (ГБР), которое в прессе не раз сравнивали с Федеральным бюро расследований США (ФБР). 

Один из документов внес в Раду украинский Кабмин, другой — представитель БПП Николай Паламарчук, третий — группа депутатов ВРУ во главе с Мустафой Найемом и Сергеем Лещенко.

Наборы поправок сформировали политики, тяготеющие к различным центрам силы. В частности, Найем и Лещенко связаны с Вашингтоном и американским истеблишментом, — отметил в комментарии изданию Ukraina.ru  эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.

«Госбюро расследований не принадлежит к этой антикоррупционной вертикали, но его деятельностью интересуются и западные структуры, выразителем интересов которых является Найем», — отметил политолог. 

Паламарчук — представитель президентского Блока Петра Порошенко (БПП), который ориентируется на интересы украинских олигархов, далеко не всегда совпадающие с интересами Вашингтона. Еще один вариант поправок подан Кабинетом министров Украины, который возглавляет Владимир Гройсман — формально член команды Порошенко, но, как отмечает ряд политологов, имеющий и свои интересы в политической борьбе.

Все три законопроекта депутаты Рады успешно провалили — ни один не набрал требуемого количества голосов.  

Странная интрига

ГБР еще 2 года назад должно было забрать функцию следствия у Генпрокуратуры, однако пока лишь избрано высшее руководство нового ведомства. А действующая конкурсная комиссия, которая должна заниматься подбором сотрудников для Бюро, оказалась не способна в приемлемые сроки набрать еще полторы тысячи работников ведомства. Некоторые депутаты попытались это исправить. 

Мустафа Найем, который является одним из соавторов депутатского законопроекта, заявил, что в Верховной Раде идет непубличное противостояние вокруг двух альтернативных законопроектов о внесении изменений в закон о Государственном бюро расследований.

© Фото : скриншот с видео Голос Америки

«Сейчас в парламенте разворачивается какая-то странная интрига вокруг изменений в закон о ГБР. Завтра на повестке дня стоят два законопроекта, один из которых — наш депутатский, второй — от Кабмина», — сообщил политик на своей странице в Facebook вечером в понедельник, 12 Марта.

Политик уточнил, что депутатский законопроект был зарегистрирован в декабре прошлого года, а правительственный — внесен в Совет «несколько недель назад, в нарушение регламента и с фальсификацией документов».

При этом Найем утверждает, что их версия лучше, потому что исправляет больше проблем. Например, разрешает прослушку для ведомства, дает возможность привлечь работников к дисциплинарной ответственности. В конкурсную комиссию, согласно документу, будут привлекаться представители общественности, чего нет в правительственном проекте.

«Законопроект, который мы предложили, полностью охватывает все изменения, которые есть в правительственном законопроекте. Но он более расширен. Более того, наш законопроект публично поддержал председатель ГБР», — подчеркнул депутат.

Подводя итог, можно сказать, что проект Найема и Лещенко предполагает большую независимость ГБР от президента. 

Что касается правительственного законопроекта, то он, наоборот, делает работников создаваемого ведомства более зависимыми от главы государства и правительства. В частности, по этому документу порядок прохождения службы сотрудниками ГБР будет определяться Кабмином. Кроме того, на них будет распространяться Дисциплинарный устав Национальной полиции Украины с учетом особенностей, определенных законом. Законопроект также предусматривает введение в ГБР генеральских званий, которые имеет право предоставлять исключительно президент. В общем, суть борьбы понятна. 

Однако депутаты не приняли ни один из законопроектов даже в первом чтении. Что характерно, наименьшую поддержку получил проект от Блока Петра Порошенко. 

Шаг вперед и два назад

Государственное бюро расследований, закон о котором был принят Радой в ноябре 2015-го, подписан президентом Порошенко в январе 2016 года и вступил в силу в марте того же года, продолжает свое существование исключительно на бумаге.

Хотя принятый закон о создании ГБР являлся частью так называемого пакета безвизовых законов — группы документов, принятие которых требовал Евросоюз для упрощения визового режима с ЕС для украинцев — его идея витала в украинском воздухе еще с 1997 года. Тогда второй президент страны Леонид Кучма издал указ «О национальном бюро расследований Украины», однако реализацию идеи заблокировал Конституционный Суд.

«Запад в свое время еще со времен Кучмы с недоверием относился к полномочиям украинской прокуратуры, считал их слишком большими. И естественно на Западе не хотят, чтобы Госбюро расследований стало просто второй версией прокуратуры в смысле правоохранительной структуры, подконтрольной президенту», — подчеркивает Алексей Попов. 

К ГБР возвращались все последующие президенты, новые составы Рады и правительства. Так, в 2012 году украинский парламент принял новый Уголовный процессуальный кодекс, в котором было предусмотрено создание Государственного бюро расследований, однако даже до принятия закона о ГБР тогда дело не дошло.

Презентация стратегической программы деятельности ГБР состоялась 20 декабря 2017 года. Ею предусмотрены следующие этапы реализации, как учредительный (2017-18), начальный (2018-19), наращивание мощности (2019-20), достижения стабильной эффективности (2020-2022). Как говорится в программе, опубликованной на Правительственном портале, план по созданию ГБР последовательно включает в себя следующие шаги:

Формирование структуры, штата центрального аппарата и территориальных управлений; Принятие изменений в законодательство и утверждение нормативно-правовых актов; Сотрудничество с другими государственными органами; Повышение квалификации и стажировку работников Бюро; Контроль общественности и подотчетность; Международное сотрудничество; Подготовку к началу расследований; Начало работы.

Судя по этому плану, в лучшем случае ГБР начнет первые расследования к 2022 году, а первые результаты расследования будут и того позже.

Сеанс черной магии с последующим разоблачением

Как отмечали авторы проваленных законопроектов о ГБР, их целью было ускорить внедрение нового ведомства. Судя по провальным результатам голосования, большинству парламентариев, представляющих законодательную ветвь власти, мощное следственное управление не нужно. 

© РИА Новости . Стрингер / Перейти в фотобанкВерховная Рада разрешила ввести торговое эмбарго против России
Верховная Рада разрешила ввести торговое эмбарго против России

Не нужно оно и представителям судебной ветви власти. Об этом говорит тот факт, что сразу после вступления в силу закона о ГБР суды приступили к саботажу, который парализовал работу следственных органов.

Так, закон, вступивший в силу 1 марта 2016 года, предоставил ГБР полномочия расследовать дела, которые до этого момента расследовала прокуратура. В связи с этим украинские суды с 1 марта перестали принимать от следователей прокуратуры любые ходатайства.

Генпрокуратура назвала это «полным коллапсом следствия», ведь ГБР тогда существовало только на бумаге, однако ее аргументы не были приняты во внимание. Только на следующий день Высший специальный суд Украины предоставил разъяснение, согласно которому следователи прокуратуры продолжают осуществлять полномочия до начала реального функционирования ГБР.

Ну и само собой разумеется, что ГБР не нужно и прокуратуре, функции которой частично переходят к Бюро. Нет следствия — нет и коррупционных доходов, полученных от подследственных и их жертв. Судя по всему, этой ненужностью объясняются и задержки с формированием ведомства, закон о котором смогли протолкнуть только как обязательное  требование ЕС по столь нужному киевскому режиму безвизу. 

Так что, несмотря на epic fail проекта поправок от Блока Петра Порошенко, именно БПП и нынешняя власть в целом могут праздновать победу. Генпрокуратура, которую возглавляет ближайший соратник президента Юрий Луценко, сохраняет свои полномочия на весьма долгое время, одновременно отодвигается на неопределенный срок создание более-менее независимого следственного органа. Порошенко может чувствовать себя спокойно перед приближающимися президентскими и парламентскими выборами, которые состоятся в 2019 году. 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала