Польша предприняла весьма рискованный способ помириться с Израилем — один из символов российско-украинской дружбы Богдан Хмельницкий объявлен автором геноцида еврейского народа. В Израиле и правда порой звучат сравнения Хмельницкого с Гитлером — однако насколько они действительно обоснованны?
Премьер Польши Матеуш Моравецкий выступил во вторник с лекцией об истории польско-еврейских отношений. По его словам, Польша как суверенная страна никогда не преследовала евреев, а, напротив, создавала для них хорошие условия жизни, сообщает РИА «Новости». Но в истории польского еврейства действительно были крайне тяжелые моменты, и на них премьер остановился подробней.
«Три преступника — Гитлер, Гиммлер и Хмельницкий»
«Первым крупным преступным актом против евреев, который в еврейской историографии часто приравнивается к холокосту, было восстание Хмельницкого», — цитирует Моравецкого «Европейская правда».
Премьер рассказал об эпизоде с осадой Львова, когда Хмельницкий в обмен на выдачу евреев обещал отступить от города: «Львов отказал, сказал, что не отдаст еврейских братьев, и не отдал». Премьер также рассказал о своей недавней поездке в Торунь: «Один из тамошних раввинов представил свой взгляд на историю. Он говорил о трех преступниках на «Х» — Гитлер, Гиммлер и Хмельницкий. Это герой для наших соседей, а для нас — тот, кто фактически привел к первому упадку Речи Посполитой». Напомним, что по-польски все три фамилии начинаются на одну и ту же букву «Х».
«Для наших соседей Хмельницкий — это национальный герой, — посетовал Моравецкий, кивая, видимо, в сторону Москвы, — а для нас — тот, который сделал первый аккорд в гибели Речи Посполитой».
Другую часть своей речи премьер посвятил скандальному польскому закону о запрете «бандеровской идеологии», пытаясь оправдать его в глазах еврейской аудитории. Видимо, саму лекцию премьер рассматривал как один из шагов по восстановлению дружбы с Израилем, серьезно подорванной после принятия этого закона. Но в итоге получается, что Моравецкий как бы предложил Израилю дружить вместе против Москвы, ведь на фоне всех нынешних ссор Богдан Хмельницкий сегодня однозначно воспринимается как символ единства России и Украины.
Принятый недавно в Польше закон карает за публичное упоминание вины польского общества или польского государства в холокосте, а также за выражение «польские лагеря смерти». Израиль выступил категорически против закона.
Погромы были, геноцида не было
В Израиле действительно многие уверены: фигуры Хмельницкого и Гитлера аналогичны. Например, бывший пресс-секретарь партии «Наш дом Израиль», публицист Владимир Бейдер — кстати, уроженец Хмельницкой области УССР — считает, что гетман устроил один из самых крупных геноцидов, если не брать историю ХХ века.
«Конечно, Гитлер перещеголял казаков, но у него было больше технических возможностей, да и немцы всегда тщательнее выполняют поставленную задачу», — сказал Бейдер газете ВЗГЛЯД.
«Для еврейской историографии Хмельницкий остается отрицательным супергероем, сравнимым с организаторами холокоста», — подтвердил газете ВЗГЛЯД директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Однако, с точки зрения украинского политолога, Хмельницкого и Гитлера все же нельзя ставить в один ряд, поскольку гетман не преследовал цели истребить весь еврейский народ как таковой.
«У Гитлера была открытая линия на уничтожение некоторых наций. Все это было обосновано в политических и философских трудах. Разве было у Хмельницкого что-то подобное? Он в роли борца за освобождение украинцев участвовал в гражданской войне. Жестокой войне, безусловно, но такие сравнения неуместны», — подчеркнул Погребинский.
Среди многих украинцев, особенно в советское время, Богдан Хмельницкий слыл героем — как вождь освободительного движения и инициатор Переяславской рады 1654 года, которая, как известно, приняла решение о слиянии России и Украины. Особенно активно героизация гетмана шла в советское время. Тот факт, что его казаки массово истребляли при этом не только поляков, но и евреев, историки старались не акцентировать. Массовый читатель об этом мог узнать лишь мимоходом из гоголевской повести «Тарас Бульба» — в ней описаны яркие эпизоды еврейских погромов и атмосфера ненависти тогдашних жителей Украины — казаков — к евреям в целом.
Еврейские погромы на территории будущей Украины, тогдашней Речи Посполитой, пользовались массовой поддержкой, уточняет Владимир Бейдер, они шли на волне «народного энтузиазма».
«Подоплека была такова: Хмельницкий боролся с поляками, а евреев воспринимал как сторонников поляков. Многие польские помещики сдавали в аренду свои поместья, а евреи занимались арендаторством, были как бы управленцами, и поэтому их воспринимали как эксплуататорский класс. Среди евреев действительно были эксплуататоры, но это были единицы, а вырезали их тысячами», — рассказал Бейдер.
«Не то чтобы Хмельницкий начал первым. И до него были и гайдамаки, и многие другие, но Хмельницкий… По разным данным, было уничтожено от 60 до 100 тысяч евреев. Есть свидетельства страшных казней на Украине. Не хочу подробно вспоминать, но это было ужасное изуверство», — говорит Бейдер.
Свалить вину на Россию пока не удалось
Но, похоже, попытка Моравецкого быстро помириться с евреями за счет репутации России пока не увенчалась успехом. Для Израиля камнем преткновения остается сам по себе новый польский закон — несмотря на все реверансы в его адрес со стороны Польши и апелляции к антисемитизму Хмельницкого.
«Новый польский закон, который в Израиле называют «законом о холокосте», был здесь очень негативно воспринят. Фактически это закон о коррекции истории», — подчеркивает Владимир Бейдер. В этом ему вторит и Погребинский. «Хмельницкий — далеко в истории. Если вы уже взялись за Бандеру, так оставьте давнюю историю в покое», — посетовал эксперт.
Алексей Нечаев, Юрий Зайнашев