В последнее время каноническая церковь испытывает серьёзное давлением со стороны националистов.
«Прежде всего ещё раз хочу подтвердить позицию нашей церкви по отношению к Московскому патриархату на Украине: наша церковь никогда не поддерживала и не поддерживает насильственных действий в отношении Московского патриархата. Мы об этом много раз заявляли и заявляем ещё раз. В частности, такие действия, как поджог сооружений являются недопустимыми», — заявил глава Украинской православной церкви «Киевского патриархата» Филарет.
Руководитель юридического отдела УПЦ МП протоиерей Александр Бахов сказал, что Московский патриархат с одобрением отнёсся к смягчению наказания для подозреваемых в поджоге Десятинного храма Александра Горбаня и Алексея Шемотюка, поскольку они раскаялись за содеянное и жалеют об этом поступке. Священнослужитель подчеркнул, что церковь не хочет никого преследовать, к тому же она даже не фигурирует как сторона уголовного производства и не признана потерпевшей.
«Очевидно, что ребята совершили преступление, за которое предусмотрено уголовное наказание. Они не просто повредили имущество, а совершили покушение на святыню, а эти действия являются общественно опасными. Их можно квалифицировать, как вандализм. Многие верующие люди возмущены таким отношением к их храму, неуважением к их вере и святыням. Этот поступок может стать негативным примером, своеобразным призывом к действию — это опасно для всего общества», — предупредил он.
3 февраля активисты радикальной группировки С14 потребовали снести часовню Десятинного монастыря, утверждая, что она построена незаконно, а территория принадлежит Киевскому музею истории. Верующие вышли на защиту святыни, временами даже вступая в перепалку с националистами. Несколько сотен прихожан приняли участие во Всенощном бдении. Спикер УПЦ МП владыка Климент в интервью изданию «Вести» напомнил, что решение воссоздать Десятинный храм закреплено в указе президента Украины в 2000 году, а часовня возведена на территории, прилегающей к фундаменту Десятинного храма, по указу 2003 года, поэтому правовой статус этой часовни намного объективнее, чем большинства новостроек Киева.