В четверг, 25 января, в Давосе прошел так называемый «Украинский завтрак» — традиционное мероприятие, на котором украинская политическая и бизнес-элита, разбавленная небольшими вкраплениями западных партнеров, обсуждала будущее Украины. Организатором завтраков является зять второго президента Украины Виктор Пинчук. Он традиционно их и оплачивает.
Традиционно и скучно президент Петр Порошенко говорил о вызовах Украине. Но на этот раз завтрак запомнится скандалом, которые спровоцировал Порошенко, выгнав с него журналистку, задавшую ему неудобный вопрос.
А произошло следующее. Журналистка, одетая в традиционную украинскую вышиванку, спросила Порошенко: «Зачем вы, приняли закон о войне?»Речь, видимо, шла о так называемом «законе о деоккупации», по которому украинская власть объявляет Россию «оккупантом» и «агрессором». Отвечать на вопрос Петр Порошенко не стал, а лишь сообщил, что говорит на нескольких языках, в том числе и английском, а отвечать будет на украинском.
Однако вместо ответа предложил журналистке снять вышиванку, после чего его личная охрана вывела девушку из зала.
Порошенко в Давосе также пообещал продолжить сотрудничество с МВФ и добиться вхождения страны в 50-ку рейтинга Doing Business. Принесет ли это пользу стране — большой вопрос.
«То, что Порошенко заявил о продолжении сотрудничества с МВФ говорит о том, что у них нет альтернативы. Строго говоря, украинские власти дошли до такого состояния, что уже не могут отказаться от кредитов фонда. И невзирая на то, что условия крайне жесткие, как с ними справится население, непонятно. Пока граждане молча терпят, и это позволяет Киеву продолжать сотрудничество с МВФ», — сказал в интервью Ukraina.ru политолог и экономист Александр Дудчак.
Он также отметил, что как ни пытайся Киев улучшать условия для бизнеса в стране, никакого результата, за исключением мест в различного рода рейтингах это не принесет.
«Какой нормальный инвестор пойдет в страну, которая фактически находится под управлением Международного валютного фонда? Заявления о том, что сотрудничество с МВФ — индикатор инвестиционной привлекательности государства, не более чем сказки. Скорее наоборот — это показатель того, что не стоит в эту страну сейчас вкладывать деньги, она находится под прямым внешним управлением», — подчеркнул Дудчак.
Тем временем Украина под руководством Порошенко накапливает долги, как снежный ком, и этот ком утягивает страну в долговую яму, выбраться из которой с каждым днем становится все сложнее.
Долговая яма
На этой неделе Апелляционном суде Англии проходило рассмотрение апелляции Украины на решение Высокого суда Лондона, который постановил, что Украина обязана выплатить России долг в счет погашения приобретенных в 2013 году евробондов.
Тогда Высокий суд Лондона обязал Украину выплатить России номинальную стоимость облигаций в $3 млрд, плюс $75 млн в виде купонного платежа, а также насчитал штрафные проценты (каждый день просрочки обходится Киеву в $673 тыс., на текущий момент это уже более $260 млн). Кроме того, Украина должна возместить России судебные расходы на 2,8 млн фунтов стерлингов. В июне 2017-го Киев подал апелляцию на решение судебной инстанции. К моменту начала ее рассмотрения долг Киева по этому иску достиг $3,34 млрд.
Апелляционный суд Англии выслушал мнения сторон по этому делу вынесет решение в ближайшие три месяца. Мало кто из экспертов предполагает, что это решение будет в пользу Украины.
Ранее Стокгольмский арбитраж вынес решение по взаимным искам «Нафтогаза» и «Газпрома». Украинские власти объявили его своей победой, однако подобные заявления, мягко говоря, спорны: суд обязал Киев заплатить $2 млрд за полученный газ, плюс по $600 тыс. за день просрочки с момента обнародования решения 22 декабря 2017-го — уже набежало $19 млн пени.
Отметим, отказ платить только по этим двум долгам каждый день обходится украинской власти в почти $1,3 млн. Кроме этих средств в 2018 году Украине нужно вернуть $10 млрд внешнего долга.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко в комментарии нашему изданию выразил мнение, что украинские власти вообще не будут выплачивать эти долги, поскольку они, по его словам, «политические». В свою очередь исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в интервью изданию Ukraina.ru заявил, что такой вариант развития событий маловероятен.
«Ну что значит откажется выплачивать? Если будет решение Лондонского высокого суда и Стокгольмского арбитража, я слабо себе представляю, как можно рассматривать вариант отказа. Я допускаю, что такого рода заявления мы можем услышать на Украине, но не более того.Если ты с одной стороны заявляешь, что ты поддерживаешь решения международных судов, а с другой стороны оказывается, что ты поддерживаешь их избирательно, то это выглядит нелогично. Поэтому конечно мы можем услышать заявления а-ля "не будем возвращать деньги стране-агрессору", но с другой стороны, это же иностранные суды, и там очень четко разработана процедура, по которой можно вернуть эти деньги. Так что я считаю, что на официальном уровне таких решений украинские власти принимать не будут», — подчеркнул Устенко.
Александр Дудчак отмечает, что Украине не хватает денег даже на обслуживание долга, и откуда их взять — непонятно.
«Транши МВФ уже не покрывают расходов по обслуживанию долга. В прошлом году Украина выплатила МВФ больше, чем получила. Долговая петля затягивается все сильнее. Выплаты по долгам и их обслуживанию растут. Откуда брать на это деньги украинским властям — непонятно. Попытки выпустить еврооблигации не особо помогают», — констатировал эксперт.
Впрочем, украинским властям ситуация не доставляет никакого беспокойства.
Хоть трава не расти
Это в частности следует из интервью главы «Нафтогаза», данного им на текущей неделе украинскому «5 каналу». Наибольший резонанс получили слова Андрея Коболева о том, что украинская компания сейчас не намерена выплачивать $2 млрд долга «Газпрому» по решению Стокгольмского арбитража за поставленный ранее российский газ, несмотря на то, что пеня за каждый день просрочки составляет $600 тыс. Накапливать штрафные санкции, по словам Коболева, выгоднее, чем погасить долг за счет кредита, взятого в украинских банках.
«Процентная ставка, которую «Нафтогаз» должен выплачивать на эту сумму, ниже, чем большинство наших кредитов, за исключением кредита ЕБРР и Всемирного банка. Во всех остальных украинских банках эта ставка выше», — сказал глава «Нафтогаза», добавив, что «Нафтогазу» выгоднее кредитоваться в «Газпроме», чем в украинской банковской системе.
Говоря о механизме погашения процентов, Коболев сообщил, что украинская сторона планирует делать это за счет взаимозачета, исходя из решения суда по второму спору, который касается транзита газа через Украину. Решение по этому иску ожидается в конце февраля текущего года.Глава «Нафтогаза» также заявил, что компания полностью признает решение Стокгольмского арбитража как о выплате $2 млрд, так и в разрезе обязательных закупок газа у России в рамках пункта «бери или плати» в контракте с «Газпромом».
«Мы получили окончательное решение Стокгольмского трибунала в части контракта купли-продажи газа. Благодаря этому решению, мы уменьшили обязательный объем покупки газа с 52 млрд кубических метров до 5. Примерная годовая потребность Украины в импорте составляет сейчас 10 млрд кубических метров. Что касается наших обязательств, минимальный объём, который мы должны отобрать по новому контракту, это 4 млрд. Цена является ниже той цены, которую мы сейчас получаем из европейского направления», — заявил Коболев.
Отметим, его слова о том, что покупать газ у России не только обязательно, но и выгодно, вступают в резкое противоречие с тем, что недавно ставил в заслугу киевскому режиму президент Петр Порошенко.
«Главным оружием России было оружие энергетическое. До 2014 года Москва удерживала нас на своей орбите газовой зависимостью. Казалось, что той непреодолимой силы притяжения нам никогда не удастся преодолеть… В ноябре этого года исполняется 2 года, как мы не покупаем газ у России. Это свидетельствует о том, что эпоха "газового" шантажа бесповоротно осталось в прошлом», — заявлял глава украинского государства в сентябре прошлого года.
В ходе интервью Коболев также предложил полностью отменить регулирование этой цены государством, при этом, отвечая на вопрос о том, вырастут в результате цены на газ или нет, сказал, что цена для населения необязательно вырастет и может даже упасть.
«Это ложь. Для того, чтобы это понять, нужно зайти на сайт «Нафтогаза» и посмотреть текущие цены в гривне для промышленных потребителей. Они составляют около 10,5 тыс грн за тысячу кубометров газа, при этом население и теплокоммунэнерго, тариф для которых устанавливает сейчас Кабинет министров в рамках вот этой формулы, которую хотят изменить, платит 6960 грн за тысячу кубометров», — отметил в интервью Ukraina.ru сопредседатель Фонда энергетических стратегий, экономист Дмитрий Марунич.
Он констатировал, что «потребитель внутри страны не в состоянии платить по этим свободным ценам».
«Еще большее повышение тарифов потребует от государства колоссального роста расходов на субсидии. Это замкнутый круг, по которому будут ходить все дальше и дальше. А последствия таких реформ могут быть совсем не теми, на которые рассчитывают сами реформаторы, в частности, Коболев», — отметил Марунич.
Но это мало волнует украиснких рефораторов, живущих по принципу «после меня хоть трава не расти». Судя по всему, они и сами удивляются — как им удалось так долго удержаться у власти.