Что известно о Дорошенко. Хроника происшествия
Виновником стрельбы и одним из погибших оказался сторонник Антимайдана Валентин Дорошенко, известный своими эпатажными выходками. В 2010 году он баллотировался в мэры Одессы, а годом ранее — вызывал тогдашнего мэра Эдуарда Гурвица на дуэль, явившись к зданию муниципалитета верхом на коне с саблей. В течение 2010-13 годов неоднократно участвовал в попытках противостояния маршам украинских националистов в городе, разворачивая флаг несуществующих организаций «Партия Сталина» и «Еврейская повстанческая армия».
В октябре 2013 года участвовал в попытке сторонников партии «Родина» нардепа Игоря Маркова, арестованного предыдущей властью по сфабрикованному обвинению. За это он проходил фигурантом уголовного производства и числился на сайте МВД в розыске, однако, его активно не искали, так как он спокойно проживал по своему месту жительства. В 2014 году посещал митинги Куликова поля, однако был рядовым участником, не влиявшим на принятие сколь-нибудь значимых решений. После 2014 года Дорошенко не появлялся на публике.
«Дорошенко все считали безобидным сумасшедшим, который может вызвать мэра на «дуэль», устроить фриковское шествие под дурацкими плакатами, но в принципе неопасен. Да и преступление, которое ему вменяли, было мелким, ничего такого в тот день, когда задерживали Маркова, он не делал. Других участников, включая организаторов, давно уже освободили от ответственности. Следователь считал лишней тратой времени им заниматься, поэтому его и не трогали. Но когда поступил сигнал, игнорировать факт присутствия фигуранта розыска по месту жительства уже было нельзя. Вызвали участкового и поехали», — рассказал один из полицейских в анонимном интервью одному из местных СМИ.
Все началось с конфликта между Дорошенко и его гостем — ранее судимым неким Константином Пиковским, который приходил во двор, поскольку там находилась точка, где продавались наркотики. Между ними вспыхнула перепалка на бытовой почве, превратившаяся в потасовку. Соседи вызвали сотрудников полиции и для урегулирования ситуации были отправлены двое оперативников и участковый. Согласно реконструкции происшествия, данной советником главы одесского МВД Руслана Форостяка, когда правоохранители прибыли на вызов, Дорошенко достал самодельный пистолет-пулемет и открыл огонь. Первым был застрелен его гость, получивший пулю прямо в сердце. Затем досталось полицейским: прямо на пороге один из оперативников получил пять пуль в грудь, его коллега был ранен в бедро, а ранение участкового (также в грудь) оказалось смертельным. На выручку попытался прийти проезжавший мимо участник «Муниципальной варты», но и он также был ранен. В конце концов, Дорошенко был убит другими сотрудниками патрульной полиции, подоспевшими к месту происшествия.
Стрельба в центре Одессы — последствия психологического надлома
Многие местные и всеукраинские СМИ с удовольствием растиражировали историю о злобном кровожадным «любителе русского мира», который являлся чуть ли не законспирированным агентом ФСБ. Ибо, наконец, нашелся подходящий повод.
В свою очередь те, кто хорошо знал Дорошенко, не могут поверить в происходящее. «Дорошенко был действительно не совсем адекватен, своеобразный романтик с обостренным чувством справедливости. Своеобразным эпатажем он выражал протест против жадности, алчности и лживости как одесской, так и украинской элиты», — рассказал один из одесситов, знакомых с покойным.
Следует особо отметить тот факт, что Дорошенко воочию видел происходившую трагедию 2 мая 2014 года, выжив в горящем Доме профсоюзов. «2 мая 2014 он снимал противостояние на Греческой, стоял под градом камней с камерой. Потом успел забежать в интернет-кафе, быстро переслать видео и быстрее на Куликово поле. Вот такой был человек, всегда в гуще событий и не боялся ничего… Валентин был на крыше Дома профсоюзов, среди тех немногих, кому удалось спастись, и кто был позднее арестован и освобожден народом, взявших штурмом СИЗО», — написал один из его соратников в социальных сетях.
Возможно, именно трагические события 2 мая, которые он пережил лично, и могли способствовать дальнейшему психологическому надлому у Дорошенко. Именно это, помноженное на некий конфликт на бытовой почве, скорее всего, в конечном итоге и привело к роковой драме, произошедшей уже 19 января этого года. Безусловно, данная история является далеко не полной и вероятно в дальнейшем вскроются новые подробности.
«Ну, вот кто мог подумать, что у Дорошенко, на коне вызывавшего Гурвица на дуэль, в подвале цех по производству самопальных автоматов, и его продукцию он вполне готов применять? Никто. И вот ты идёшь домой, заходишь во двор — а тут твой странный, но, кажется, безобидный сосед решил устроить сафари на копов. Может быть, тебе повезёт, и ты не поймаешь пулю, даже не тебе вообще предназначенную. А может, не повезёт. Не в том проблема, что Дорошенко был на неадеквате. Проблема в том, что у нас вся наша среда не на адеквате» — комментирует произошедшее главред одесского издания «Таймер» Юрий Ткачев.
Что касается общей канвы происходящего, то следует подчеркнуть, что данный случай является почти нормой как для Одессы, так и для Украины в целом. Так, 23 декабря 2017 года в Одессе неподалеку от автосалона на улице Атамана Головатого произошел конфликт между участниками «Самообороны Майдана» и бывшими бойцами «Айдара». Отношения выяснялись с применением оружия, но инцидент «замяли». А 20 января 2018 года в Одессе полиция задержала пьяного местного жителя, который открыл огонь из окна по пенсионерам на улице из винтовки. Он также пытался стрелять в ноги полицейским и бросал в них взрывчатые вещества. Если посмотреть хронику происшествий по стране, то в ней можно найти немало случаев, когда бывшие или действующие бойцы АТО (и не только) применяют оружие в мирных городах, вследствие чего гибнут люди, в том числе сотрудники правоохранительных органов.
Корень проблемы состоит в последствиях государственного переворота февраля 2014 года. Война на Донбассе, породившая неконтролируемый оборот оружия в стране. Общее ухудшение социально-экономических условий жизни для простых людей, сужение свобод и возможности для выражения легального протеста, продолжение обмана и народа со стороны властных элит, пропасть несоответствия между ожидаемыми и реальными результатам так называемой «революции достоинства». Все это способствует росту настроений безысходности, отчаяния и увеличению числа нервных срывов. Если бы в стране была нормальная обстановка, то подобные случаи не были бы столь массовыми. Тот же Дорошенко мог бы совершенно спокойно продолжать забавлять одесситов чудаковатыми акциями под флагом Сталина, никому не мешая. А так, к сожалению, имеем то, что имеем.