На Западе не затихает скандал. Шведский брэнд H&M в целях рекламы разместил у себя на сайте фотографию чернокожего мальчика в худи с надписью «Лучшая обезьянка в джунглях». В результате от сотрудничества с компанией начали отказываться шоумены, а американские правозащитники и вовсе призвали не покупать продукцию H&M.
Однако к скандалу с шведским брэндом может добавиться и другой — на этот раз с украинским производителем одежды SvaStone. Среди предлагаемой украинскими производителями одежды — футболка для детей с надписью «White Baby. The future of our race».
Cначала о футболке на фоне скандала с H&M вспомнили левые активисты.
Затем — подтянулись украинские СМИ, в свое время даже поддерживавшие Майдан. Они признали: футболка произведена украинским брендом. Украинские медиа сделали упор на том, что основатели бренда указывают на то, что они — «русичи». Представители SvaStone пообещали позже ответить на сообщение.
При этом продукцию SvaStone не так уж часто встретишь в ЕС. Гораздо больше вероятности увидеть человека, одетого в одежду этой марки, в России.
Злополучная футболка и «правое братство»
Как рассказал в интервью молодежному магазину «Мясо» основатель брэнда SvaStone, одежда под этой маркой начала выпускаться в 2010 году. И одними из первых были, в том числе и футболки, через несколько лет вызвавшие нарекания общественности.
«История очень простая: хотелось сделать продукт для наших друзей из White Boys Club, который также подходил бы для всех «движух». Потом появилась идея сделать ансамбль для молодых белых семей — так появились «White Girl» и «White Baby»», — отметил основатель, имя которого не называлось.
White Boys Club — одна из самых массовых фанатских групп футбольного клуба «Динамо Киев», отметившаяся, в том числе и участием в насильственных акциях.
Как рассказал основатель брэнда, SvaStone создали специально для полка «Азов» парку «Лютень». В целом же данная марка одежды плотно сотрудничает с такими формированиями как «Азов», ДУК «Правый сектор» (запрещенная в РФ организация — ред.) и «Восточный корпус».
«Данные формирования нам близки по духу, в них служат наши друзья и даже основатели бренда. Их костяк составляют люди, которые были активными патриотами задолго до революции, войны и того, «как это стало мейнстримом». Это люди, для которых патриотизм — образ жизни и мышления», — указывал интервьюируемый.
Он также рассказал, что продукцию украинцев заказывают в России, ЕС, США, Канаде, Австралии, ЮАР, Бразилии и других странах. При этом в России SvaStone поддерживает отношение с близким по духу брэндом «Белояр».
Примечательно, что в 2014 году сотрудничающая с UEFA организация «Футбол против расизма в Европе» — FARE выпустила бюллетень, посвященный российским фанатам, в котором обращалось внимание на популярной среди них одежды — российских марок «Белояр» и White Rex, украинской Sva Stone и сербской Otadzbina.
Год спустя, когда некоторые российские фанаты воевали в Донбассе против украинских войск, а между ультрас Украины и России началась вражда, в одном из сторонних блогов появился рассказ о Самаре.
«Недавно спалил одну парочку на «Вертолётке», так в Самаре называют место, откуда открываются замечательные виды на Самару и Жигулёвские горы», — рассказывал блогер.
Свой рассказ он проиллюстрировал фотографией пары, где молодой человек был одет в футболку SvaStone. На фотографию обратили внимание, в том числе и в Испании.
Однако одной лишь одеждой сотрудничество с россиянами не ограничивается. В 2012 году украинские и российские ультраправые провели первые совместные соревнования по рукопашному бою, совместив два турнира — украинский «Иду на вы» и российский «Дух воина».
«Это был первый совместный российско-украинский турнир. Для россиян он был десятым, юбилейным «Духом воина», которые они впервые провели за границей, в Киеве. Для украинцев — очередным «Іду на Ви». Несмотря на неминуемые трения между организаторами, мероприятие получилось отличное (…)Хочу сказать спасибо организаторам турнира, маркам правильной одежды — украинской Sva Stone и российской White Rex. Бизнес без идеологии — гешефт, и ничего больше», — рассказывал тогда еще член С14, а ныне — лидер «Нового огня» Дмитрий Резниченко.
Среди участников организации турнира была и соосновательница С14 Ольга Худецкая — одна из недооцененных фигур в украинском ультраправом движении, которая после Майдана была членом аттестационной комиссии в МВД Украины и проводила встречу, в том числе и с Хатией Деканоидзе. В ряде СМИ она называется журналистом.
При этом основными организаторами турнира тогда были все же брэнды одежды, а также сеть магазинов «Милитарист». Именно там SvaStone «вышел офлайн» — стал продаваться на прилавках. «Милитарист» вырос в полноценный военторг из магазина, посвященного страйкболу. С началом боевых действий в Донбассе спрос в «Милитаристе» подскочил в три раза, рассказывал один из совладельцев Александр Карасев в 2015 году. При этом в магазинах в Киеве указывалось, что экипировка отправляющихся в АТО продается со скидкой. Как сообщал Карасев, «очень много ребят из магазина ушло на войну».
Позже в «Милитаристе» запустили полноценную программу поддержки участников АТО.
Сам турнир «Иду на вы» проводится с 2009 года. Его основателями были те же люди, которые через год — в 2010-м — создали SvaStone.
Однако дело не ограничивается совместными турнирами.
Чтобы резать Андрея Манчука
В 2015 году в Екатеринбурге судили банду, на счету которой 14 убийств, а также многочисленные покушения на убийства.
Ее лидер — юрист Василий Федорович — был приговорен к 22 годам лишения свободы. Суд учел активное сотрудничество Федоровича со следствием. Члены банды получили разные сроки — от пожизненного до шести лет лишения свободы. Один из членов ОПГ — петербуржец Семен Ермолинский был объявлен в розыск. Среди ультраправых Федорович, лично убивший семерых человек, достаточно известен. Он вел блог viper-ns, где, помимо рассказов о боевых буднях правых, много внимания уделял ножевому бою. Это была страсть Федоровича, который среди прочего был и вице-президентом Всероссийского общества владельцев гражданского оружия и инструктором ножевого боя. На этой почве он и познакомился с Ермолинским. И екатеринбуржец, и петербуржец активно общались среди прочих и с украинскими товарищами.
Примечательно, что в 2014 году появилась информация, что находящийся в бегах Ермолинский воюет в Донбассе. По одним данным — он воевал на украинской стороне, по другим — на стороне ДНР.
За год до задержания — в 2011 году Федорович среди прочих делал обзор и на ножи украинского производителя Blade Brothers.
«Ножи с поэтичным названием Ira Domini Nerevar. Тут видим сочетание криволинейных форм с наклоном лезвия в духе НДК при отсутствии углов. Несмотря на внешние отличия — направление мысли то же, что и у прочих», — рассказывал Федорович.
Украинцы активно торговали своими ножами и отзывы на продукцию Blade Brothers можно найти у разных российских «ножевиков», не связанных с ультраправыми.
И клуб ножевого боя, и одноименную марку ножей Вlade Brothers основал тесно связанный с С14 харьковчанин Александр Воробей. Весной 2014 года Воробей вместе с С14 пытался выехать в Харьков бороться с сепаратистами, но их автобус был остановлен правоохранителями в Полтаве. Вместе с Воробьем в автобусе был и будущий боец «Азова», шведский снайпер Микаэль Скилт. Тогда правоохранители действовали в отношении радикалов довольно жестко и последние пошли жаловаться в СМИ.
В 2017 году в апреле лидер С14 Евгений Карась распространил видео, на котором у Воробья ножи его производства покупает народный депутат Игорь Луценко, известный близкими связями с нацистами.
«Игорь Луценко покупает оружие у трезвого ветерана (…) Это чтобы резать «украинский сыр» Манчук», — заявил Карась, упоминая украинского журналиста левых взглядов Андрея Манчука.
В подписи к видео он развил свою метафору. «Народный сыр «Манчук»! — писал националист. Еще до Майдана его организация помогала совместно с брэндом SvaStone проводить ножевые турниры. В этом году Карась признал, что сейчас его группировка тесно сотрудничает с СБУ.
Фактически, те, кто поддерживают АТО, одевают и экипируют ультраправые военные формирования, наладили сбыт своей продукции в России. Украинских и российских ультраправых связывает на только общность идей, из-за которых некоторые из россиян едут воевать в «Азов», но и бизнес с солидным оборотом. Если верить основателю SvaStone, их продукция продается уже на всех континентах кроме Антарктиды. А общность идеологии, помноженная на сотрудничество в бизнесе, может иметь далеко идущие последствия.