Белоруссия больше не хочет покупать электроэнергию у России, потому что считает предложенные условия невыгодными. Порядка 3 млрд кВт*ч в год, которые страна закупала в РФ, Белоруссия намерена заместить собственной выработкой, большая часть которой зависит от российского газа. После 2020 года в Белоруссии должна заработать БелАЭС — с ее вводом в стране образуются излишки электроэнергии, которые Минск, по всей видимости, рассчитывает продавать в Россию.
Белоруссия больше не хочет покупать электроэнергию из России. Министр энергетики республики Владимир Потупчик заявил, что обозначенные Россией цены их не устраивают, и страна справится своими силами.
«Мы закончили переговоры с Россией по импорту электроэнергии. По тем ценам, которые предложила Россия, мы отказываемся покупать, будем замещать собственной выработкой», — сказал министр.
На 2017 год Белоруссия согласовала с Россией импорт на 2,5 млрд кВт*ч законтрактованной электроэнергии и зарезервировала еще 1 млрд кВт*ч. За девять месяцев этого года российская сторона поставила в Белоруссию 2,45 млрд кВт*ч, что на 18,5% ниже, чем за аналогичный период прошлого года, отмечается в материалах группы «Интер РАО». Это снижение в компании связывают с конъюнктурой рынка.
По данным пресс-службы министерства энергетики Белоруссии, в 2016 году из России в республику для было поставлено 2,5 млрд кВт*ч электроэнергии, в 2015 году — 2,8 млрд кВт*ч, в 2014 году — 3,8 млрд кВт*ч.
В «Интер РАО» отметили, что готовы поставлять электроэнергию в Белоруссию при условии экономической целесообразности, в том числе в помесячном режиме.
«Следует отметить, что никогда в первом и четвертом кварталах мы не осуществляли поставки по этому направлению в серьезных объемах. Поэтому, исходя из потребностей Белоруссии и, опять-таки, экономической целесообразности, готовы их осуществлять в помесячном режиме», — заверили в «Интер РАО».
«Мы готовы будем поставлять электроэнергию в Белоруссию в случае достижения договоренности об экономической целесообразности таких поставок», — сообщили в пресс-службе российской компании.
В целом отказ Белоруссии от закупок российской электроэнергии вряд ли серьезно скажется на бизнесе «Интер РАО», это не самые большие объемы поставок, тем более что вариант частичных закупок пока не отклонялся, отмечает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Белоруссия к 2020 году намерена полностью отказаться от импорта электроэнергии, более того — после запуска в эксплуатацию АЭС, которая сейчас сооружается в республике российским «Атомстройэкспортом» (входит в структуру ГК «Росатом»), в белорусской энергосистеме появятся излишки электроэнергии.
Белорусская атомная электростанция строится в Гродненской области по российскому проекту АЭС-2006. Этим занимается российский «Атомстройэкспорт», финансируют возведение объекта правительство России и Внешэкономбанк. На АЭС будет два энергоблока мощностью 1200 МВт каждый. Первый планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году, второй — в 2020 году.
«С вводом станции (БелАЭС) будут излишки электроэнергии. Мы выходим на то, чтобы отказаться от импорта электроэнергии, и планируем, что к 2020 году откажемся от импорта электроэнергии», — заявил в среду вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, выступая в парламенте страны. »
Более того, мы ведем переговоры по экспорту электроэнергии», — добавил он, не уточнив, каким именно странам Белоруссия намерена продавать излишки атомной энергии.
По мнению экспертов, самым вероятным покупателем этой электроэнергии могла бы стать Россия. После всех протестных настроений со стороны прибалтийских соседей вряд ли стоит ждать с их стороны спроса на электроэнергии, произведенную на спорной АЭС. По словам Семашко, в правительстве «разработали программу, решаем проблему, что делать с этими излишками электроэнергии».
Отказавшись от российской электроэнергии, Белоруссия все равно не уйдет от России: в настоящее время более 90% всей собственной генерации республики приходится на газовые мощности. А РФ — главный поставщик газа в республику. И в этом вопросе тоже не все просто. Сейчас формула цены на газ обсуждается между сторонами.
«Непростые переговоры идут. Но я убежден, что мы поручение двух президентов выполним и выйдем на методику», — отметил Семашко.
К настоящему времени, по словам вице-премьера, «по газу решили проблему наполовину… решили проблему объемов, цены на 2017-2019 годы». «В этом году мы имеем цену в $146,3 за 1 тысячу кубометров и плюс, определенная поддержка в бюджет Республики Беларусь. Какую? Называть не буду, пусть это останется между минфинами наших стран», — сказал вице-премьер.
Семашко заявил, что с 1 января 2025 года цена газа для Белоруссии «должна быть примерно такая же, как в Смоленской, Псковской, Брянской областях Российской Федерации».
«Пока эта цена на границе Беларуси и России с коэффициентом 2,06-2,08, т. е. в два раза выше», — заметил он.
Он добавил, что в 2018 году Белоруссия будет получать газ по фиксированной цене в $129 долларов за тысячу кубометров, а в 2019 году — за $127 долларов за 1 тыс. кубометров.
Доля импорта в структуре энергобаланса Белоруссии составляет около 6-7%, и технических проблем полностью заместить импорт выработкой на собственных электростанциях нет, отмечает старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Юрий Мельников.
«Сохранение импорта определялось не техническими проблемами, и экономическими факторами — раньше импортировать было выгоднее», — отмечает он.
Повысить нагрузку на собственные станции Белоруссия может за счет «лояльных цен на российский газ», отмечает Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
В промышленных целях по итогам 2016 года Белоруссия потребила 11 млрд куб российского газа, а всего импорт из России составил 18,6 млрд кубов. Т.е даже если вся законтрактованная энергия в республике уже себя исчерпала, не исключено что поставки газа будут расти еще год полтора, добавляет Антонов.
В последствии после запуска АЭС потребление промышленности газа должно по замыслу местных чиновников снизится до 5 млрд куб.