Украинские государственные чиновники и представители СМИ раскручивают тему нового фильма «Киборги». На его съемку выделили миллионы бюджетных денег, а в продвижении ленты беззастенчиво задействовали административный ресурс. На «Киборгов» организованно водят школьников и студентов, а глава Госкино свободовец Филипп Ильенко ведет учет непатриотических кинотеатров, где не стали показывать кино о бойцах АТО. В их адрес уже поступают угрозы. «Где патриотическая молодежь? Они знают, что делать в таких случаях», — грозно пишет блогер Валентина Кушнирук. Судя по всему, она хочет напомнить о судьбе киевского кинотеатра «Жовтень», памятника архитектуры конструктивизма, который был сожжен националистами за демонстрацию идеологически неправильного кино.
Однако, просмотр картины оставляет впечатление, что ее сюжет странным образом провисает в воздухе. Вы можете посмотреть «Киборгов» несколько раз, но так и не поймете, почему и ради чего шли кровавые затяжные бои за бетонные руины аэропорта? И эти умолчания вовсе не случайны — потому что неумолимая логика реальных фактов никак не сочетается с героической сюжетной историей фильма.
К примеру, разве можно было честно сказать о том, что согласно условиям Минска, территория, где находится ДАП, должна была мирно отойти под контроль ДНР? Причем, об этом рассказывает не кремлевская пропаганда, а благонамеренные украинские патриотические журналисты.
«Приложение к Минскому меморандуму до сих пор оставалось неопубликованным, поскольку оно могло бы вызвать неудобные вопросы. На карте линии соприкосновения в Донбассе, которая содержится в минском Меморандуме, четко видно, что Донецкий аэропорт находится восточнее согласованной «минской» линии, т.е. на территории, которая должна отойти сепаратистам. Об этом свидетельствует попавшее в распоряжении ZN.UA «Приложение: линия соприкосновения сторон с привязкой к местности» к минскому Меморандуму, содержащее в себе таблицу с перечислением населенных пунктов, через которые должна проходить линия соприкосновения, а также их точные географические координаты. Как пояснил ZN.UA один из источников, по замыслу минских договоренностей аэропорт должен был отойти сепаратистам в результате выполнения взаимных обязательств: боевики также должны были передать под украинский контроль ряд населенных пунктов. «Это сложный политический вопрос», — не под запись, говорят на Банковой» — писала еще в январе 2015 года газета «Зеркало недели», публикуя в подтверждение своих слов полный текст этого приложения.
Вопрос был действительно сложный — ведь после начала боев за ДАП официальный Киев не очень хотел признавать, что его представители собственноручно санкционировали сдачу территории аэропорта. Не факт, что тут имело место какая-то хитрая «зрада». Возможно, это было сделано потому, что командование ВСУ не видело смысла удерживать разрушенный авиатерминал с непригодной к использованию «взлеткой». Или не верило в то, что бои за аэропорт могут увенчаться успехом — с учетом реального соотношения сил в этом участке фронта.
И действительно — сегодня мы знаем, схватка за ДАП завершилось отступлением оборонявших его украинских солдат и националистических добровольцев — с фарсом, когда они вынуждены были покидать аэропорт через позиции своего противника, при посредничестве наблюдателей ОБСЕ. Кровавая мясорубка, которая стоила жизни сотням людей, по сути, закончилась фиксацией согласованных в Минске договоренностей. Она не дала армии никаких практических преимуществ или побед, ничего принципиально не изменив в итоговой расстановке сил — как повторение Верденской битвы, где люди бессмысленно и тупо уничтожали друг друга, постепенно теряя смысл этой бесконечной войны за кусок выжженной земли.
Конечно, нам скажут, что это было нужно для раздувания героической пропаганды, путем создания образа непобедимых воинов — нового издания старого патриотического мифа про бой возле Крут, или истории про защищавших Фермопилы спартанцев. Защитников ДАП поначалу сравнивали именно со спартанцами — но это выглядело несколько двусмысленным, поскольку им напрямую противостоял батальон «Спарта» во главе с Мотороллой. И вскоре для них подыскали новое, более свежее и современное название — «Киборги». Тем более, что развалины ангаров и терминалов чем-то напоминали постапокалиптические кадры из блокбастеров с участием Арнольда Шварценеггера.
Увы — все те, кто с таким пафосом писал об этих боях, почему-то не вспоминали, что еще несколько месяцев назад на месте живописных руин располагался самый современный и европейский аэропорт Украины, который открылся к проведению Евро-2012. А значит, судьба разрушенного до основания комплекса имеет еще одно, особое измерение — она служит зримым свидетельством преступной нелепости и бессмысленности всей этой войны. Сколько бы не трубили пропагандистские горны, понятно, что она ведет к разрушению страны, деградации ее человеческих, материальных и культурных ресурсов. А героические фильмы с бесконечными умолчаниями правды о произошедших событиях вряд ли являются приемлемой ценой за жизни убитых людей, уничтоженные здания и инфраструктуру, закрытые заводы и упавшую ниже плинтуса экономику. Тем более, что они призваны воспеть весь этот кошмар, способствуя его бесконечному продолжению — во имя «высших интересов нации», которые почему-то в корне противоречат интересам ее представителей — не киношных «киборгов», а реальных живых людей, которые страдают и умирают.
Однажды об этом снимут совсем другие, правдивые фильмы.