Согласно бюджету на 2018 год, доходная часть составит 913,613 млрд, а расходная — 988,634 млрд гривен. Рост ВВП заложен на уровне 3%, инфляция — 7%, минимальная заработная плата должна вырасти на 16% — до 3723 гривен.
Наибольшее финансирование среди ведомств получат Министерство соцполитики — 150 млрд, Министерство обороны — 86 млрд гривен и Министерство внутренних дел — почти 66 млрд гривен; а наименьшую поддержку — около 194 млн гривен — государство окажет Министерству по вопросам временно оккупированных территорий.
«Рост ВВП в 3% — неплохой показатель, по сравнению с текущим и прошлым годом это в полтора раза больше, но надо понимать, что после падения в 2014 и 2015 годах более чем на 15%, этого недостаточно, чтобы вернуть страну на уровень 2013 года. Инфляция в 7% кажется не такой страшной величиной, как 15% к концу этого года. С другой стороны на 2017 год прогнозировали инфляцию на уровне 8%, а в итоге получили почти вдвое больше. Где гарантия, что в следующем году показатель будет именно таким, как заложили?» — задался вопросом в интервью изданию Ukraina.ru исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко.
По словам экономиста, поддерживать увеличение валового продукта на уровне 3% не так сложно, к тому же на внешних рынках сложилась относительно неплохая конъюнктура для украинских товаропроизводителей металла, сельскохозяйственной и химической продукции. Вторым драйвером может стать внутреннее потребление домохозяйств, которое вырастет незначительно.
При этом в 2018 году государство потратит на обслуживание уже имеющихся государственных и гарантированных государством внутренних и внешних долгов почти 5% ВВП, что сопоставимо с тратами на оборону и сектор безопасности.
Устенко отметил, что без программы сотрудничества с МВФ доступ на внешние рынки заимствования капитала как минимумосложнится, а максимум — будет закрыт. Украине не удастся повторить ситуацию, когда она в сентябре разместила облигации под 7,4% годовых при отсутствии программы сотрудничества с МВФ.
«Макрофинансовая помощь от ЕС в виде кредитного ресурса на 1,8 млрд евро тоже может подвиснуть в воздухе, если не будет решён вопрос о продолжении сотрудничества с МВФ, поэтому удерживать финансовую стабильность в 2018 году без программ внешнего кредитования будет как минимум очень сложно, но нельзя сказать, что невозможно. Киев сможет это сделать в случае высвобождения ресурса, например, в результате борьбы с коррупцией. Однако возникает вопрос, насколько активным и успешным будет этот процесс. Во-вторых, возможно улучшение в случае роста экономики не на 3%, а от 5%. Такой сценарий реален, если структурные реформы будут не вяло текущими или не будут тормозиться», — пояснил эксперт.
Вчерашний день был плодотворен на принятие документов финансового характера. Депутаты приняли в первом чтении законопроект, известный как «Купуй українське», который должен предоставить преференции местным производителям при проведении госзакупок. На сегодняшний день доля товаров отечественного производства составляет 62%.
«Сказал «А» — говори «Б». Это будет как минимум странно с учётом членства Украины в ВТО и тем более в рамках соглашения об ассоциации: Киев предоставляет преференции местным производителям, при этом европейцы формально не поступают так по отношению к своим, и украинцы могут участвовать в проводимых на территории ЕС тендерах. Другой вопрос, что они выпускают неконкурентоспособную продукцию. Возможность есть — есть, пожалуйста, её можно реализовывать, а неспособность воплотить в жизнь — это их проблема. ЕС точно воспримет эту инициативу негативно, тогда я бы поставил под вопрос возможность получения макрофинансовой помощи от Брюсселя», — заявил Устенко.
В опубликованном накануне докладе Службы сельского хозяйства зарубежных стран Министерства сельского хозяйства США говорится, что единственный товар, который ЕС активно закупает у Киева в значительном объёме — это казеин. По другим статьям украинским производителям не удалось отвоевать нишу на европейском рынке в силу низкого качества и несоответствия предпочтениям местных потребителей.
«Политической элите нужно ответить на вопрос «собирается ли Украина развивать конкуренцию на рынке, давать возможность через какие-то каналы увеличивать конкурентоспособность своих производителей, экономить средства». В противном случае это влечёт дополнительные затраты государственного бюджета, лишение дополнительных стимулов местные предприятия», — призвал Устенко.