Появление 26 ноября в Черном море американского эсминца «Джеймс Э. Уильямс», направляющегося в Одессу, привлекло внимание журналистов, так как произошло уже после завершения в июле учений Sea Breeze-2017, собравших в портах Украины корабли целого ряда стран НАТО. Визит корабля Военно-морского флота США стал наглядной демонстрацией активизации западных стран в Черноморском регионе, где их влияние было серьезно подорвано в ходе протестов пророссийских сил 2006 — 2009 годах.
Начало взаимодействия Украины со странами Североатлантического альянса было положено в 1991 году, когда сразу после приобретения независимости она присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества. В феврале 1994 года Украина присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», ее миротворцы были отправлены в Боснию и Герцеговину. Усиление сотрудничества произошло после визита президента Леонида Кучмы в штаб-квартиру НАТО в июне 1995 года. Перед этим с 19 мая по 1 июня 1995-го военные учения «Щит мира-95» (Peace Shield-95) прошли на полигоне Яворов под Львовом. «Равного этому полигону по возможностям проведения военных маневров и характеристикам инфраструктуры нет во всей Восточной Европе», — отмечалось в статье, вышедшей в 2010 году в журнале «Россия и Америка в XXI веке».
14 сентября 1995 года министр иностранных дел Геннадий Удовенко и его коллега по НАТО сделали специальное заявление для прессы о развитии военного сотрудничества, а 9 июля 1997 года в Мадриде Кучмой и Соланой была подписана «Хартия об особом партнерстве между организацией Североатлантического договора и Украиной». В ней от лица стран-участниц НАТО «приветствовался прогресс, достигнутый Украиной и ожидали последующих шагов в развитии ее демократических институтов, осуществлении радикальных экономических реформ и углублении процесса интеграции с полным спектром европейских и евроатлантических структур», а Украина «подтверждала свою решимость продолжать военные реформы… и повышать свою оперативно-техническую совместимость с силами НАТО и странами-партнерами». Подписанты договора «брали на себя обязательство, на основе настоящей Хартии, по дальнейшему расширению и укреплению своего сотрудничества и развитию особого и эффективного партнерства».
«Это поистине исторический день в отношениях между НАТО и Украиной. Сегодняшнее подписание Хартии между НАТО и Украиной является началом новой эры в отношениях между НАТО и Украиной и видимым символом новой Европы», — заявил на церемонии подписания Хартии генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана.
«В 1997 году я присутствовал на церемонии в Мадриде, где подписывался основополагающий акт. Я помню, сколько надежд у участников украинской делегации и журналистов было связано с этой Хартией: все рассчитывали, что движение будет гораздо более быстрым», — вспоминал 8 июля этого года на Радио «Свобода» журналист Виталий Портников.
Впрочем, изначально движение было действительно быстрым. Подписание Хартии в Мадриде прошло на фоне начавшихся 5 июля 1997 года на полигоне Яворов командно-штабных учений военных Украины и НАТО «Взаимодействие с соседом-97» (Cooperative Neighbour-97). А уже 25 — 31 августа 1997 года в Крыму на озере Донузлав (Украина создавала здесь свою военную базу, которая должна была превзойти по возможностям Севастополь) прошли учения «Морской ветер-97» (Sea Breeze-97), в которых приняли участие более 4,5 тыс. военнослужащих и 28 кораблей Украины, США, Болгарии, Румынии, Турции и Грузии. Целью этих учений многие эксперты называли желание «показать силу» России, которой симпатизировало население полуострова.
«Похоже, что цель учений Sea Breeze-97… отработка борьбы с сепаратистами. Кстати, сперва именно она и была заявлена, — отмечал 23 августа 1997 года, ознакомившись с планом учений, журналист газеты «Коммерсант». — При этом, по мнению российских экспертов, на учениях отрабатывается «албанский вариант» блокады побережья и вторжение на территорию, охваченную массовыми беспорядками. А главная задача — установление взаимодействия между ВМС Украины и кораблями Турции, США и Болгарии при проведении полицейских операций в Крыму». Подавление выступлений «сепаратистов» со штурмом зданий и прочесыванием лесных массивов действительно отрабатывали в ноябре 1997 года в ходе масштабных учений расквартированные на полуострове части Национальной гвардии Украины, спецназа СБУ и МВД.
В дальнейшем учения Cooperative Neighbour и Sea Breeze стали регулярными, причем их масштаб имел определенные колебания в зависимости от политической конъюнктуры. Так, наиболее масштабные маневры (наблюдатели оценивали их как крупнейшие учения НАТО в целом на просторах бывшего СНГ с 1991 года) в Яворове состоялись в ноябре 2002 года (Cooperative Adventure Exchange-2002), тогда в них приняли участие более 3 тыс. военнослужащих из 17 стран, двенадцать из которых представляли НАТО, а прочие — присоединившихся к программе «Партнерство во имя мира». Перед этим в августе 2002 года Яворовский общевойсковой полигон даже был переименован, став 7-м объединенным учебным центром «Партнерство во имя мира». Нетрудно сопоставить это с обвинениями, озвученными 24 сентября 2002 года Госдепартаментом США по поводу поставок Украиной 4 комплексов радиотехнической разведки «Кольчуга» в Ирак.
После победы на президентских выборах Виктора Ющенко сотрудничество с НАТО было еще более активизировано, однако при этом начало встречать открытое сопротивление со стороны «антиоранжевых» политических сил. Так, учения Sea Breeze-2006, которые должны были стать самыми масштабными за прошедшее десятилетие, были сорваны — сначала контролируемая «регионалами» Верховная Рада отказалась санкционировать их наземную часть (по закону парламент должен согласовать допуск иностранных военных на территорию страны), а затем разгрузка кораблей НАТО в Феодосии была заблокирована сотнями представителей оппозиции (от Партии регионов и Компартии Украины до «витренковцев», «зеленых» и «Прорыва»), поддержанной депутатами городского совета. Палаточный городок оппозиции у порта простоял три недели, а после моральной победы над НАТО по Феодосии прошел марш с участием 2,5 тысяч крымчан.
С 2007 года учения Sea Breeze переместились в Одесскую и Николаевскую области, где также сразу столкнулись с акциями протеста левых сил. В 2009 году Верховная Рада отказала Министерству обороны Украины в проведении учений, ссылаясь на заявление Николаевской областной рады о том, что появление иностранных военных «может спровоцировать обострение противостояния между различными политическими силами и общественными организациями, поскольку украинское общество крайне неоднозначно воспринимает стремление нынешней власти присоединиться к НАТО».
В 2010 году победивший на выборах президента Виктор Янукович заявил об отказе Украины присоединяться к НАТО, однако совместные учения с Альянсом продолжились уже в рамках «внеблокового статуса» и «многовекторности» внешней политики страны. Последние при власти Януковича маневры Sea Breeze-2013 собрали в Одесской и Николаевской областях 15 кораблей и 1700 военнослужащих из 10 стран. За счет того, что учения были одобрены Партией регионов, планомерно зачищавшей под себя политические силы юго-востока, протесты в Одессе были купированы до минимума, хотя в 2007-м заканчивались уличными драками. А ведь изначально одобренное 18 апреля 2013-го Верховной Радой и подписанное 7 мая президентом решение предусматривало допуск на территорию страны для участия в Sea Breeze-2013 до 1500 НАТОвских военных с 9 кораблями, для участия в учениях «Быстрый трезубец-2013» (Rapid Trident-2013) на полигоне в Яворове (пришедших на смену Cooperative Neighbour) — до 1000 военных, для участия в учениях «Кленова арка-2013» — до 400 военных.
После того, как Янукович был свергнут, Партия регионов — разгромлена и распущена, Компартия запрещена, а пророссийские силы разгромлены в Одессе и Николаеве националистами и терроризировались участниками АТО (так, 30 апреля 2016 года в Одессу для предотвращения выступлений пророссийских сил был демонстративно введены подразделения полка Нацгвардии «Азов»), ситуация заметно изменилась.
«Учения превзошли все ожидания», — так оценил прошедшие 18 — 30 июля 2016 года в Одесской и Николаевской областях учения Sea Breeze-2016 представитель американской стороны капитан 1 ранга Ричард Дромерхаузер. В маневрах приняли участие около 4 тыс. военнослужащих и 25 кораблей из 16 стран, что впервые приблизилось к показателям первых учений 1997 года.
Маневры 18 — 23 июля 2017 года привлекли около 3 тыс. военнослужащих (из которых около 800 относились к США) и 31 корабль. Они отметились также тем, что впервые с 1997 года в них приняла участие иностранная подводная лодка. В том и в другом случае это были субмарины Военно-морских сил Турции, главного оплота НАТО в Черноморском регионе (в 1997-м — S-360 «Биринджи Иненю», в 2017-м — S-349 «Батырай»).
Сразу по завершении маневров «Украинский военный портал» сообщил о том, что «25 июля в Очакове партнерами из Соединенных Штатов Америки начато строительство морского операционного центра для Управления 5-й бригады надводных кораблей». «Морской операционный центр руководит морскими, воздушными и береговыми компонентами, а также Силами специальных операций. На него возложена разработка плана проведения той или иной операции, прием решений, отдачи приказов, осуществление управления силами, логистикой и т.д., — говорится далее в сообщении. — Похожий центр функционировал во время международных учений Си Бриз-2017». Строительство операционного центра, как сообщила пресс-служба Военно-морского флота США, ведет 1-й мобильный строительный батальон морской пехоты США.
Как видим, западные Военно-морские силы вернули тот масштаб действий, которые они начали реализовывать в регионе в 1997 году, начав с этого года выстраивать на новых рубежах (Одесская и Николаевская области — вместо Крыма) свою инфраструктуру. А та предназначена, как отмечается в сообщении ВМФ США, для оперативного управления во всем диапазоне возможных боевых действий.