Депутаты Верховной рады проголосовали за законопроект, устанавливающий католическое Рождество выходным днем на Украине, сообщается на официальном сайте украинского парламента.
Согласно сообщению, новый законопроект объявляет 25 декабря — выходным днем, поскольку в этот день римско-католическая церковь отмечает Рождество Христово. Одновременно с этим законопроект отменил выходной день 2 мая, оставив выходным только день 1 мая.
Изменение «красных дат» в календаре невинно объясняется тем, что на Украине около трети верующих исповедуют протестантизм и католичество, поэтому новый закон позволит праздновать Рождество как 25 декабря, так и 7 января. Украинская греко-католическая церковь празднует Рождество Христово вместе с православными — 7 января.
Однако на фоне постоянных скрытых, а порой и явных гонений на Украинскую православную церковь (Московского патриархата) эта новость не кажется просто неожиданной данью националистических властей толерантности. Тем более что к УПЦ МП киевские власти (причём задолго до 2014 года) лояльности проявлять не стремились и практически попустительствовали захвату десятков тысяч храмов канонических православных приходов раскольниками так называемой Украинской православной церкви киевского патриархата (не признанного ни одной православной церковью в мире) и католиками.
Поэтому возникает вопрос: а не является ли появление католического Рождества в списке «незалежных» красных дат календаря ещё одним шагом на пути переформатирования сознания украинцев, отрыва их от Русской цивилизации?
Два года назад война была объявлена Великой Отечественной войне. Именно с целью стереть у молодых украинцев историческую память об общей с Россией борьбе с фашизмом, празднование перенесли на 8 мая. А недавно выкинули из украинского законодательства само понятие Великая Отечественная война.
Однако, что бы ни говорили украинские политики, Православие на Украине существует больше тысячи лет, несмотря на то, что не раз переживало сложные времена. Удастся ли с помощью технологий «окна Овертона» сделать то, что не удавалось шляхтичам и ливонским рыцарям — незаметно превратить украинцев в католиков?
— Я бы не стал драматизировать сам факт того, что день католического Рождества на Украине объявили нерабочим днём, — говорит доктор исторических наук, декан историко-филологического факультета Российского православного университета Сергей Перевезенцев. — В конце концов, значительная часть украинцев празднует Рождество именно по Григорианскому календарю. Однако на фоне того, что на Украине происходит скрытое, а нередко и явное гонение на Украинскую православную церковь (Московского патриархата), скорее всего, нынешний киевский режим в перспективе хочет отменить вообще православный календарь.
Светская власть активно вмешивается во внутрицерковную жизнь, стремясь учредить единую украинскую государственную церковь, что категорически противоречит всем православным канонам. Возможно, эти «киевские ребята» попытаются на государственном уровне запретить и УПЦ МП. Я думаю, что из этого ничего не получится. Поскольку нельзя запретить вечное. Но при всём том, как мне кажется, наши Братья во Христе в ближайшее время будут испытывать серьёзные притеснения.
— Хочу заметить, что, прежде всего, киевская власть в очередной раз наплевала на мнение большинства украинцев, — говорит директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. — Их интересы просто не учитываются в политических играх. Это проявляется даже в том, что праздновать католическое Рождество предлагается за счёт отмены выходного дня в мае. Как и в России, на Украине традиционно майские праздники воспринимались как этакие весенние каникулы, где День Труда стремится «дотянуться» до 9 мая. Это весенние дни, когда одни отправляются в путешествия, а другие — на огороды и на шашлыки. А 25 декабря большинство людей ещё занято различными предновогодними делами.
Основная мотивация тех, кто ввёл этот нерабочий день — треть религиозных общин Украины, якобы празднует католическое Рождество. Однако, исходя из той же логики, можно делать выходным днём на Украине иудейский Песах или из «уважения» к крымским татарам, которые живут в якобы украинском Крыму и Херсоне, — Курбан-байрам. Понятно, что на самом деле ни о какой заботе о греко-католиках или католиках речь не идёт. Главное, что движет инициаторами таких идей — не только стремление оторвать Украину от России, но и, как ни парадоксально, стремление управлять страной по принципу — разделяй и властвуй. Те самые националисты, которые постоянно твердят о единой и неделимой Украине, постоянно придумывает нечто, что в очередной раз раскалывает украинское общество по новым границам. Делят людей по праздникам, по языку, по вероисповеданию. В этом смысле, выходной на католическое Рождество только обозлит всех «некатоликов», которые видят, что киевский режим собирается всю Украину превратить в одну большую Галичину. В то время как Украина была и остаётся этакой уменьшенной копией СССР, многонациональной, говорящей на двух основных языках и ещё многих других. Вместо того, чтобы люди находили общие точки взаимодействия, им говорят: вот у греко-католиков свой праздник, а у православных — свой. В итоге украинское государство само разрушает тот статус-кво, который существовал в обществе четверть века назад. Вместо прежней советской идентичности искусственно насаждается некая, никогда не существовавшая общеукраинская идентичность. В итоге введение нового официального праздника — католического Рождества — вызовет к жизни совсем не те процессы, на которые рассчитывают киевские идеологи.
«СП»: — Какие же?
— Я напомню, что именно гонения на Православие стали главной причиной восстания Богдана Хмельницкого. И это в итоге привело к тому, что Польша со временем утратила влияние над Восточной Украиной, а потом — и всей остальной.
И сегодня, когда Киев никак не может разобраться с конфликтом в Донбассе, он вдобавок может получить конфликты и на востоке Украины, и на Западе, да и в Центре. Всё это приведёт к дальнейшему разъеданию мифического пространства под названием «единая Украина».
«СП»: — Однако создаётся ощущение, что украинский народ абсолютно безвольно принимает большинство решений своей власти. Православные никак не отреагировали на появление нового «красного дня календаря». Не говоря уже о приверженцах канонической Украинской православной церкви (Московского патриархата), даже всячески поддерживаемые властью «филаретовцы», которые называют себя православными, никак не отреагировали.
— Так называемый «Киевский патриархат» никогда не шёл против власти, более того, «филаретовцы» всегда провозглашали этакую «экуменистическую доктрину», от которой уже один шаг до принятия римского обряда. Для них главным врагом является Московский патриархат. А католики и униаты, скорее, их союзники. Что касается приверженцев канонического православия, то они крайне ограничены в возможностях протестовать в условиях, когда СБУ с помощью националистов установило диктатуру на Украине. Радикалы практически в открытую хвастаются, что власти им дали разрешение отлавливать тех, кто покажется неблагонадёжным.
Тем не менее, в пессимизм я не впадаю. Как бы ни пытались украинцев отделить от русских, фраза о русском долготерпении вполне применима и к жителям «незалежной». Можно вспомнить, что к моменту восстания Богдана Хмельницкого Украина уже более ста лет терпела притеснения польской шляхты. В какой-то момент чаша терпения переполнилась. Нечто подобное возможно и в будущем. Введение католического Рождества в разряд православных праздников как раз очередной шаг к тому, чтобы русское долготерпение украинцев закончилось.
Алексей Полубота