Эксперты обсудили вопросы реинтеграции Донбасса и госбюджета.
«К тексту документа о реинтеграции Донбасса я отношусь скептически. С одной стороны, проект, не объявляя военное положение, его, по сути, вводит и дает полномочия президенту распоряжаться армией без разрешения парламента, передавая центр управления военными действиями в непонятный оперативный штаб. Таким образом, отнимая у СБУ полномочия по управлению АТО. Если это не АТО, то это либо военное положение, либо война, так как правовой режим оккупации свойственен военному конфликту между двумя государствами. Называя Россию оккупантом, украинская власть показывает, что мы находимся с ней в военном конфликте», — сообщила директор консалтинговой компании «Партия власти» Елена Дьяченко.
Она также подметила, что перекладывание ответственности на «оккупантов» за жизни украинских граждан на неподконтрольной Украине территории Донбасса — это тревожная тенденция. Так, страна ясно дает понять, что никакого отношения к этим украинцам она не имеет, а также не намерена выполнять каких-либо обязательств перед ними ни по украинским, ни по международным законам.
Более того, по утверждению Дьяченко, поправки в документ, внесенные комитетом ВР по нацбезопасности, присовокупляющие к реинтеграции Донбасса и Крым, являются юридически никчемными. В законопроекте отсутствуют объективные характеристики оккупации — установление власти и администраций Российской Федерации. А она признает Донбасс частью Украины, в отличие от Крыма, где установлена российская власть.
«Эти никчемные нормы никогда не смогут быть выполненными, а российская оккупация, утвержденная этим законом, никогда не получит международного признания», — уверена эксперт.
Кандидат политических наук Алексей Якубин, в свою очередь, считает, что текст законопроекта о реинтеграции Донбасса не согласован с Западными партнерами Украины. Тезисы в нем расходятся с Минскими соглашениями, а верхом абсурда стало включение в документ вопроса по Крыму. При этом аналитик связывает подготовку проекта закона к принятию в парламенте со скорым приездом в Киев нового помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэса Митчелла. Который, по мнению политаналитика, будет исполнять роль экс-вице президента США Джо Байдена при администрации Обамы.
«Визит г-на Митчелла указывает на то, что американцы дали четко понять: такой законопроект не должен быть проголосован. Потому что он может негативно повлиять на прогресс в переговорах между Волкером и Сурковым по Донбассу. В связи с тем, что у Волкера на другие вопросы просто нет времени, был избран Митчелл. Волкер будет более плотно задействован в разработке резолюции ООН о миротворцах на Донбассе — на основе, кстати, российской резолюции — и согласовании ее 29 пунктов. Митчелл же будет поднимать вопросы, связанные, например, с внутренней политикой Украины и работой антикоррупционных органов, взятых США на свои поруки», — сказал политолог.
14 ноября Верховная Рада отложила рассмотрение законопроекта о реинтеграции Донбасса и отправила его в комитет по национальной безопасности и обороне на доработку. К законопроекту поступила 661 поправка, однако приняты или частично приняты только 238 поправок.
Так, комитет Верховной рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны включил в текст законопроекта о реинтеграции Донбасса вопрос «возвращения Крыма».
«Закон президентом подан с конкретной целью — освободить временно оккупированные территории Донбасса с использованием ВСУ. Создать оперативный штаб и т.д. Но политически мы не можем забыть о Крыме и Севастополе, поэтому они добавлены в каждый абзац», — сказал председатель комитета Сергей Пашинский.
При этом члены комитета окончательно решили не вносить пункт о разрыве дипотношений с Россией.
Сегодня, 17 ноября, комитет закончил подготовку проекта закона ко второму чтению.
В частности относительно привлечения к ответственности лиц с ОРДЛО, совершающих военные преступления. Также комитет решил готовить отдельный законопроект о предоставлении статуса участника АТО и откорректировать статью 10 проекта закона.
«Теперь она включает в себя, в частности, такую норму: «С целью обеспечения жизненно важных интересов общества и государства во время отпора вооруженной агрессии в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, определенных руководителем Генерального штаба по представлению командующего Объединенных вооруженных сил, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, и лица, которые привлечены к осуществлению мер по обеспечению национальной безопасности и обороны…, отпора и сдерживания агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях в соответствии с Конституцией и законодательством Украины имеют право:…» далее мы перечисляем меры», — озвучил формулировку секретарь комитета Иван Винник.