«Ситуация вокруг НАБУ — мышиная возня, которая ни на что не влияет», — уверена директор консалтинговой компании «Партия власти» Елена Дьяченко. А визит Уэсса Митчелла она связывает с подведением итогов конкурса на должность председателя Государственного бюро расследований.
«США лоббирует на Украине исключительно свой экономический интерес. Ведь власть на Украине поделена между Штатами, Порошенко и тандемом Турчинов-Аваков. Если администрация Обамы прикрывалась лозунгами борьбы за демократию, то сегодня итоги визитов и Митчелла, и Волкера нужно будет искать в объемах покупок Украиной сжиженного газа, угля и оружия из Штатов и продажах сельхозземель», — сделала вывод Дьяченко.
Политолог, кандидат политических наук Алексей Якубин уверен, что не просто так накануне визита Митчелла произошел «Соломатина-гейт» в контексте конфликта между НАПК и НАБУ. Экс-руководитель департамента финконтроля и мониторинга образа жизни НАПК Анна Соломатина 14 ноября обвинила бывшее руководство в фальсификации данных проверок электронных деклараций отдельных высоких чиновников. Недавно НАПК изъявило желание тщательно проверить декларацию главы НАБУ Артема Сытника.
Якубин считает, что Митчелл приедет в Киев как бы «защитить» Сытника, директора структуры, управляемой из Америки.
«Часть антикоррупционных организаций рассматриваются американцами, как важный фактор влияния на политику на Украине. НАБУ все-таки удалось наладить контакт с Вашингтоном. Приезд Митчелла — сигнал, что Сытника нельзя трогать. Скандалы, разоблачающее руководство НАПК, показали, что агентство работает на власть. А американцы все-таки продолжают делать ставку на НАБУ и на его действующее руководство. Банковая нервно реагирует на информацию о главе НАБУ Артеме Сытнике, как о возможном кандидате в президенты. И именно на него, а не на Порошенко, Вашингтон возможно сделает ставку на выборах», — прогнозирует аналитик.
Но власть не собирается сдаваться. Создание Государственного бюро расследований свидетельствует о том, что ГБР может повлиять на аудит НАБУ и сместить Сытника. Ведь НАБУ, как и Генпрокуратура, должны передать часть функций ГБР.
Подковерная борьба между антикоррупционерами — это обычные интриги между враждующими политическими группами. Глобально же борьбы с коррупцией не происходит — НАБУ показывает пока что нулевые результаты с топ-коррупцией и не может довести громкие дела до конца. Хотя, как напоминает Якубин, у Нацантикоррбюро есть огромное влияние на Соломенский райсуд Киева (например, в деле экс-главы ГФС Романа Насирова).