По привычному шаблону поляков обвинили в сепаратизме на Галичине. Ранее такие же обвинения были озвучены националистами в адрес закарпатских венгров. Так, 8 ноября депутат Верховной Рады от «Свободы»* Юрий Михальчишин опубликовал на сайте телеканала ICTV колонку под выразительным названием «Гибридная война с Польшей началась — почему она опаснее российской».
«Сценарий напоминает события в Крыму 2000-х и на востоке Украины на протяжении последних 25 лет — до 2014-го… Сейчас мы наблюдаем мягкую фазу гибридной войны Польши против Украины. Она информационная, — пишет Михальчишин. Но не забываем, что идет подготовка к другой фазе — раздаче карточек поляка, польских паспортов; вербальная активность польских спецслужб, агентурное проникновение в органы украинской власти (прежде всего западных областей Украины) и создание агентурных позиций для новой фазы гибридной войны… Сегодня претензии касаются только польских костелов во Львове, а уже завтра это может касаться Львова в целом. Это однозначно нарушение суверенитета и отнесение под сомнение территориальной целостности Украины».
10 ноября тему этой публикации (не называя ее прямо) творчески развила в эфире программы «Face 2 Face» на телеканале ZIK телеведущая Татьяна Даниленко: «Мне рассказывают разного рода исследователи с Западной Украины, что там происходит определенная активизация разных польских институтов, в том числе парамилитарных формирований, таких как стрелецкие клубы. Говорят про активизацию от религиозных общин от этих парамилитарных формирований и образовательных разных инициатив, что некоторые называют это пробной пулей определенной гибридной войны».
Эту тему сразу подхватил гость программы Даниленко — директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, которого на днях польская газета Dziennik назвала включенным МИД Польши в «черные списки»: «Я понимаю тех украинцев, кто высказывает такую обеспокоенность, так как сценарий, который сейчас разворачивается с польскими политиками, очень напоминает российский сценарий. Это активизация исторических вопросов, исторических претензий, это навязывание своего видения прошлого, это поддержка своего присутствия, русскоязычных на территории Украины, чтобы все это было переформатировано в какие-либо политические претензии».
Но, успокоил зрителей Вятрович, от военного вторжения поляков Украину (Даниленко поинтересовалась о возможности появления «зеленых человечков с шевронами Польши или без») спасает пока то, что эта страна является членом НАТО и ЕС.
Характерно, что такие же эскапады пошли в июле после того, как компактно проживающие в Закарпатской области венгры возмутились законом, переводящим образование в школах исключительно на украинский язык.
«Враг — венгерские шовинисты — засыпают наши земли деньгами. Вербуют предателей. Готовят плацдарм. Уже действуют подпольные военизированные отряды венгров на нашей территории, два раза в год тренируются вместе с венгерской армией. СБУ бессильна, проблему признает. Повсеместные венгерские двойные паспорта. Кроме националистов и АТОшников это всем безразлично. Но мы не отдадим своей земли. Если на Закарпатье полыхнет — туда стянутся все. Уже прорабатываем первые планирования», — написал 6 июля в Facebook вождь праворадикального движения С14, бывший боец батальона особого назначения МВД «Гарпун» Евгений Карась, выложив совместную фотографию с участниками «Закарпатской сечи», прославившей себя борьбой с венграми в регионе и военными действиями в Донбассе в составе одноименной штурмовой роты.
Нетрудно понять, что подобные угрозы националистов с опытом АТО лишь разжигают опасения как среди национальных меньшинств на Украине, так и в соседних странах.
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ.