По его словам, на Украине не сформировалось видение, каким будет новый Донбасс после войны в составе Украины — каким будет его экономика, как будут решаться социальные проблемы, учитывая особенность Донбасса, где всегда был разрыв между очень бедными и очень богатыми и где родился феномен «копанок» (кустарных шахт). Теперь уже сама Украина стала «копанкой» — янтарной, рыбной, лесной и т.д — непригодной для нормальной жизни.
«Мы подорвали доверие к возможности изменить страну, впитав в себя те негативные и конфликтные особенности, которые всегда считались особенностями исключительно Донбасса. Проблема переселенцев проявила то, что не только обездоленные, но и более-менее устроенная часть населения не воспринимает украинское государство как свое и справедливое. Это отражается в социологии — любой отчет за последние полгода покажет: уровень недоверия к институтам катастрофически падает. Особенно, к оборонным: там двуличие и воровство», — выразил мнение Андрей Ермолаев.
Обсуждая переселенцев из Донбасса как соцкатегорию с огромным количеством проблем (ранения, низкий уровень проживания, отсутствия соцпомощи и т.д.), Ермолаев убежден, что ее нужно приравнивать к пенсионерам, особенно городским — обладая маленькой пенсией, они столкнулись с угрозой голода и невозможностью выжить в городе, где нет приусадебного участка и выращенных продуктов. Можно переселенцев уравнивать и с работниками низкодоходных профессий, безработными, многодетными семьями. Ведь они переживают те же проблемы. Внутренние переселенцы — это лакмусовая бумажка национально-социального кризиса, который Украина сейчас переживает, — обозначил Ермолаев.
Он отметил, что с каждым месяцем на Украине растет количество конфликтных проблем, завязанных на социальных, территорриальных, этнических, культурных, языковых вопросах. А переселенцы зачастую выступают в качестве раздражителя.
Ведь после революционных событий в 2014 году, напомнил Ермолаев, пришедшие к власти обещали создание условий социального развития, справедливости, качества услуг, а страну за короткое время сделать такой привлекательной, что отколовшиеся территории вернулись бы обратно добровольно. А по факту за три года украинцы получили страну, в которой количество конфликтов, социальных проблем, экономической нищеты стало еще больше. Так, Украина стала еще более непривлекательной.
«Необходимо радикально пересматривать основы нынешней национально-социальной политики и стратегии Украины, где есть только одна историческая правда с одним историческим памятником. При этом целым категориям населения и даже регионам не предоставляются ни помощь, ни социальные инвестиции, а интересы некоторых сообществ игнорируются и не учитываются», — заметил Андрей Ермолаев.
Украина занимает сегодня девятое место в числе стран с наибольшим количеством внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). В отличие от беженцев, которые ищут убежище в других странах, внутренне перемещенные лица остаются в своей стране и не могут претендовать на международную защиту.
По данным Министерства социальной политики в Украине проживает около 1,6 млн переселенцев с неподконтрольных территорий. Международная организация по миграции (МОМ) в начале лета с.г. провела мониторинг ситуации по ВПЛ и определила главные проблемы этих людей: низкие доходы, проблемы с жильем и трудоустройством, плохие условия проживания и необустроенный быт. У 45% семей внутренне перемещенных лиц имеются средства только на продукты питания, у 21% семей уровень доходов от 1500 до 3000 гривен в месяц при официальной минимальной зарплате 3200 гривен.