Журналистов обвинили в сепаратизме, в частности, в создании YouTube канала «Новороссия ТВ». Василец и Тимонин обвинялись по статье 258-3 Уголовного кодекса Украины — организационное или другое содействия созданию или деятельности террористической группы или террористической организации.
После вынесения обвинительного приговора защита осужденных планирует обращаться в Европейский суд по правам человека. На практике от момента подачи жалобы до принятия окончательного решения может пройти 1 до 10 лет.
«Геббельс» передал привет
Родился Дмитрий Василец в городе Киеве в 1986 году, где спокойно жил и работал до ноября 2015 года. Основным источником дохода молодого человека был собственный бизнес в сфере интернет-провайдинга, который на сегодня фактически уничтожен. Именно, благодаря малому предпринимательству ему удавалось уделять время журналистике и общественной деятельности.
После победы Евромайдана журналист сконцентрировал свои силы на развенчивании мифов украинской пропаганды. Его авторские телепередачи на 17-м канале («Музей информационной войны», «О чем молчат СМИ») разбирали на мелкие детали новостные сюжеты центральных телеканалов и опровергали ложь относительно конфликта на Донбассе.
Через некоторое время последовал ответ от коллег из новостной программы «ТСН» (телеканал «1+1») в виде расследования якобы антиукраинской деятельности Васильца. Тогда, в сюжете («Расследование ТСН выявило целый ряд пропагандистов Кремля в Киеве» от 29 ноября 2015 года) Дмитрия и ряд его товарищей обвинили в подрыве нацбезопасности страны.
«К сожалению, я пока не знаю, кто истинный заказчик моего дела, но в любом случае рано или поздно я это узнаю. Есть предположения, но пока я в тюрьме, рано об этом говорить», — заявил накануне вынесения приговора сам Дмитрий Василец в интервью изданию Strana.ua
В марте 2015 года народное движение «Медиа-люстрация» в котором принимал участие и сам Василец, учредило анти-премию «имени Йозефа Геббельса». Тогда за пропаганду и разжигание национальной розни анти-премия была вручена: телеведущей Наталье Мосийчук («1+1»), журналисту Богдану Буткевичу («Эспрессо ТВ»), тогдашнему министру информационной политики Юрию Стецю и многим другим.
Как утверждают защитники журналиста из «Центра Свободы Слова» (Украина), именно попытки привлечь отечественные СМИ к ответственности за ложь и манипуляцию обществом стали основной причиной репрессий против него.
Так, во время финальных судебных дебатов 26 сентября 2017 года Дмитрий Василец в свое оправдание сказал: «Журналистские стандарты обязывали меня говорить правду. За это меня арестовали…, канал «Новороссия» работает, не нарушает лицензию YouTube, не запрещен в Украине, но меня судят за настройку. Настроить канал — это: зарегистрировать почту, поставить аватарку и фото обложки. Нам предъявили статью 258 часть 3 только потому, что там есть трактовка "и другая деятельность"».
Адвокат подсудимых Светлана Новицкая, обращаясь к суду на последнем заседании заявила: «СМИ платят налоги. Если социальные страницы тоже СМИ, тогда пусть каждый пользователь платит налоги…».
У второго обвиняемого Евгения Тимонина (технический IT-специалист) в ходе нечеловеческих условий тюремной камеры и морально-психологического прессинга развилась фобия, что его хотят убить и от каких-либо комментариев СМИ — отказывается. Известно, что он родом из Житомирской области и на момент задержания работал на «17-м канале».
Место встречи изменить нельзя
Украинская репрессивная машина уже настолько набрала обороты, что тюрьмы становятся местом встречи оппозиционных журналистов.
В августе 2017 года в СИЗО там же познакомились два политических заключенных — Дмитрий Василец и Василий Муравицкий. Люди, которые никогда ранее не были знакомы, но которых познакомила, по сути, борьба за правду.
Со временем Муравицкого перевели в другую камеру, где он находится до сегодняшнего дня с 12-ю другими сокамерниками.
Друзья и сторонники Василия утверждают, что, несмотря на его внешность «ботаника», у него есть мощный внутренний стержень, который вряд ли удастся сломить. «Интеллигентный, воспитанный, с глубокими познаниями, обладает сильным характером. Мы с ним переписывались в июле и хотели написать книгу о ситуации в нашей стране. У него был пессимизм в отношении политики и будущего экономики Украины. Когда он был уже в СИЗО, я с ним тоже смог поговорить. Я понял, что он не сломался. В его голосе была уверенность в своих силах», — рассказывает товарищ политического заключенного адвокат Алексей Цветков.
26 сентября этого года следственное управление СБУ в Житомирской области завершило досудебное расследование в криминальном производстве «Дела Муравицкого» и отправило его в суд. Адвокат журналиста Муравицкого Андрей Гожый, в свою очередь, уверен в оправдательном приговоре. Его убеждение базируется не только на всей абсурдности обвинений, но и международной поддержке.
«Организация «Сеть Солидарность» (Швейцария) высказалась против преследования Муравицкого. Данная организация поддерживает Василия и готовит соответствующие материалы для борьбы на международном поле за права пострадавшего от режима журналиста», — сообщил в своем профиле на Facebook 26 сентября 2017 года Гожый.
Напомним, что журналист Василий Муравицкий был задержан СБУ 2 августа 2017 года, подозревается в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 111, части 2 статьи 110, части 2 статьи 161, части 1 статьи 258-3 Уголовного кодекса Украины. Ему грозит наказание до 15 лет лишения свободы.
Ситуация критическая
По данным правозащитников из «Центра Свободы Слова», количество политических заключенных в стране уже превысило 5 тысяч человек.
Ситуация с нарушением прав и свобод в Украине настолько критична, что в Европарламенте (Брюссель) провели специальные слушания, относительно распространения неофашистских настроений в Украине. Так, в ходе заседания
27 сентября 2017 года правозащитник и адвокат Татьяна Монтян (вела дело журналиста Руслана Коцабы) поведала европейцам: «Для закабаления всей страны у них (власти — ред.) нет средств, они выбрали тактику выбора конкретной жертвы и на ее примере показывают своему электорату имитацию бурной деятельности».