Система будет включать как собственно программное обеспечение, так и непосредственно оборудование. Все эти комплексы должны обладать совместимостью с уже существующими украинскими и молдавскими системами и лицензионными экспортными процедурами.
Примечательно, что, как указано в тендерной документации, решение о внедрении системы принималось отделом по контролю за экспортом и по вопросам пограничной безопасности Посольства США в Киеве, что лишний раз подчёркивает абсолютную несамостоятельность и полную подконтрольность нынешних киевских (как, впрочем, и кишинёвских) властей своим американским кураторам. Отмечается также, что система должна связать базы данных соответствующих органов власти Украины и Молдавии между собой, автоматизировать процесс получения лицензий на экспорт, а также предотвратить попадание «элементов оружия массового уничтожения» и товаров двойного назначения в руки нежелательных элементов.
Система «Стратлинк», о которой идёт речь в тендере Госдепартамента, разработана компанией Spin TEK и используется для экспортного контроля в Эстонии. При этом, как сказано в сопутствующей документации, данная система экспортного контроля используется только правительством Эстонии, которое дало разрешение на её передачу и внедрение на Украине и в Молдавии. При этом Госдепартамент США делает важную оговорку, касающуюся того, что американское внешнеполитическое ведомство, оказывается, ранее уже разработало свою собственную программу экспортного контроля под названием Tracker и даже внедрило её в нескольких десятках стран.
Однако в итоге система была Госдепом признана слишком дорогой в обслуживании, а обновление — «технически неадекватным», и ведомство приняло решение отдать деятельность на аутсорсинг и приглашать сторонних подрядчиков.
Как следует из внутренних документов Госдепартамента, разместивший тендер на поставку системы «Стратлинк» Офис по экспортному и пограничному контролю осуществляет функции содействия в модернизации пунктов пограничного перехода «стран-партнёров», предоставляет технологии идентификации грузов, в том числе и в системах e-Commodity. Офис также обучает пограничные ведомства и органы экспортного контроля техникам «воспрепятствования перемещения грузов по суше, воздуху, по морю и железнодорожным транспортом». Таким образом, помимо собственно полного доступа к компьютерным системам, через которые будет проходить в скором времени мониторинг экспорта товаров двойного назначения, американские госорганы получат доступ и непосредственно к вопросам обучения и внедрения технологий блокирования экспорта непосредственно «на земле».
Вместе с тем нельзя не сказать о том, что сами американские кураторы киевских и молдавских властей не сильно им доверяют в вопросах оружейного контроля. Особенно в этом «преуспела» Украина, замеченная неоднократно в поставках вооружения в ряд неспокойных горячих точек (известный эпизод с передачей ракетных технологий с украинского «Южмаша» Пхеньяну). Недавно Госдепартамент организовывал специализированные семинары по экспортному контролю для украинских должностных лиц, призванных как раз таки разъяснить своим киевским подопечным все опасности и подводные камни их порой крайне авантюрного поведения в оружейном вопросе.
Также в рамках стратегических семинаров перед должностными лицами стран-участниц, к которым тогда была отнесена помимо Украины также и Грузия, поднимались вопросы регулирования передачи технологий производства баллистических ракет, а описываемые практики должны базироваться на модели оружейного экспортного контроля, принятой в Соединённых Штатах. В тендере на распределение грантов подчёркивается, что серия семинаров будет проводиться для Украины и Грузии и на них будет выделено суммарно 205 тысяч долларов с возможностью пролонгации программы и выделения ещё дополнительно 1,02 миллиона долларов. Теперь, видимо, решено, что география контроля должна быть расширена с включением в орбиту Молдавии и внедрением уже целой программной системы, как в случае с эстонским «Стратлинком». С учётом того что на закупку и установку системы по линии Офиса экспортного и пограничного контроля Госдепартамента выделено почти 300 тысяч долларов, общие расходы по обузданию аппетитов проамериканских оружейных коррупционеров приближаются к отметке в полтора миллиона долларов.
Следует отметить, что проблематика безответственного расползания оружия с украинских складов серьёзно беспокоит Госдепартамент, который помимо программы семинаров и внедрения «Стратлинка» администрирует также и специальный проект по поиску утечек и незаконной торговли оружием с государственных складов на Украине, а также в Молдавии и Грузии. При этом, согласно данным Минобороны Украины, в 2015 году было утилизировано около девяти тысяч тонн боеприпасов, причём утилизировать нужно куда больший объём оружия — из бюджета на цели было выделено лишь 10% от необходимой суммы, так что утилизация осуществлялась преимущественно за счёт международной помощи, в частности специального фонда НАТО по утилизации избыточного стрелкового оружия и боеприпасов.
Введение такого ручного управления оружейной экспортной сферой на Украине и Молдавии позволит Вашингтону не только оперативно отслеживать все попытки отдельных киевских функционеров поторговать оружием и прочей техникой с некоторыми одиозными политическими режимами, числящимися в реестре врагов США, но и самим обеспечивать не совсем легальную переброску оружия для оснащения группировок, находящихся на американском содержании и воюющих за де-факто американские геополитические интересы на Ближнем Востоке и в Азии. Собственно, огромные арсеналы террористических группировок в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока, наполненные бывшим в употреблении советским вооружением, причём не только стрелковым, но и танковым и артиллерийским, как раз наводят на мысль о тесной связи этих двух процессов.