Президент Украины Петр Порошенко, который вчера отмечал свой день рождения, вместо праздничного салюта получил масштабный фейерверк в «родном» ему регионе — Винницкой области. В ночь на 27 сентября в Калиновке начались взрывы на складах с оружием.
Масштаб произошедшего велик: начавшиеся ночью взрывы продолжаются и сейчас. Местное население напугано. Власть — пытается решить проблему.
«Получив доклад начальника Генштаба и главы СБУ сразу поручил им вылететь на Винничину. Также в течение ночи получал информацию из штаба ликвидации аварии, от премьер-министра и министра обороны», — заявил президент Украины Петр Порошенко.
Он отметил эффективные действия центральной и местной власти и отдельно поблагодарил всех волонтеров, которые помогают спасать людей. Порошенко заявил, что он принял решение созвать военный комитет при участии главы Кабмина, секретаря СНБО, минобороны, начальника Генштаба, глав СБУ, Нацполиции, Нацгвардии и ГСЧС после их возвращения из Винницы.
Как это обычно бывает в таких случаях, возникло сразу же две версии: это дело рук российских диверсантов или результат деятельности «руки Кремля».
«Боец с одного из постов успел доложить о странном звуке. Через несколько секунда начались разрывы на открытой площадке. Периметр охранялся надежно, так что да — похоже на беспилотник. И да, СБУ пыталась перехватить. Говорят, неофициально, что кого-то даже задержали накануне. Но кто-то прорвался», — заявил советник президента Украины Юрий Бирюков.
Позже глава Кабмина Владимир Гройсман заявил о неких «внешних причинах» взрывов на складе. Правда, главред издания «Цензор» Юрий Бутусов напомнил, что в эти дни СБУ как раз проводила учения в Винницкой области.
«Антитеррористические учения проходят 26-27 сентября на территории Винницы и пограничных районов области. Тренировки проходят в условиях, максимально приближенных к реальным, их организовывает координационная группа Антитеррористического центра при Управлении Службы безопасности Украины в Винницкой области при участии Национальной полиции, Нацгвардии, ГСЧС, ВСУ, пограничников, других региональных субъектов борьбы с терроризмом, органов власти и самоуправления. УСБУ в Винницкой области просит жителей и гостей области с пониманием отнестись к этим мероприятиям», — процитировал он сообщение СБУ.
Впрочем, СБУ уже возбудило дело о диверсии, тем самым продемонстрировав: «московские диверсанты» настолько суровы, что проводят диверсии в регионе, где вовсю идут учения СБУ, Нацполиции и Нацгвардии.
Комментаторы сразу же вспомнили другие взрывы — мартовские в Балаклее. Они были такими же масштабными, и в них все также обвинили Россию. Ukraina.ru решила напомнить, какие еще склады взрывались на Украине за последнее время.
Харьковский «попередник»
Самая очевидная напрашивающаяся параллель со взрывами в Калиновке — взрывы в Балаклее.
Ночью 23 марта на складе, который считается самым большим и старым складом оружия на Украине, произошел взрыв и начался пожар. Площадь склада — 680 га — так что стихии было где разгуляться. В результате было принято решение эвакуировать почти весь город — 20 тыс. человек.
От взрывов погибли две местные жительницы.
Трагедия в Балаклее придала должный стимул Минобороны Украины и взрывающиеся сейчас склады под Калиновкой даже дополнительно профинансировали.
«На обеспечение живучести (есть такой термин, применимый к складам) 48-го арсенала в 2015 году была выделена из бюджета фантастическая сумма, да — 600 000 гривен. В 2016 году удалось выделить чуть больше — 2 миллиона. В 2017 году выделили 6 миллионов, а после Балаклеи из резервного фонда должны были бы выделить еще 19 миллионов. Но пока из них разрешили тратить только 11 миллионов, бюджетная роспись пришла в конце августа. У нас тендера, процедуры — и фактически подписывать договора по этим суммам начали бы в октябре», — отмечает Бирюков.
Но, по его словам, данных средств катастрофически не хватает.
За несколько дней до
Взрывы в Балаклее были сопоставимы со взрывами в Калиновке по масштабу. Однако ближайшими по времени все же являются взрывы на оружейном складе под Мариуполем. Буквально за пять дней до взрывов в Калиновке горели склады под Мариуполем. Трагедия могла окончиться весьма печально — на месте пожара нашли большое количество неразорвавшихся боеприпасов.
«На протяжении 23-24 сентября пиротехническими расчетами ГСЧС очищены от взрывоопасных предметов с. Новоянисоль и прилегающая к складу территория площадью 36 га; изъято 1 тыс. 459 взрывоопасных предметов», — рассказали в ГСЧС.
Правда, тогда местные власти не стали объяснять произошедшее действиями диверсантов, хотя до линии соприкосновения было недалеко, да и большая часть подконтрольной Украине Донецкой области входит в «зону АТО». По словам местных властей, в произошедшем могли быть виноваты фермеры, которые жгли поля.
«Это не террористический акт, на мой взгляд. Это безалаберность, глупость. Конечно, правовую оценку даст военная прокуратура. Но таких последствий, которые были в других местах, на сегодняшний день нет, так как сработали достаточно быстро и оперативно», — заявил глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский.
Преступная халатность в Сватово
В истории постмайданной Украины взрывы в Балаклее и Калиновке не являются единственными машстабными взрывами. В 2015 году схожие по масштабу взрывы произошли в Сватово в Луганской области. Тогда погибло четыре человека. Один из них — продавец магазина, куда залетел боеприпас из склада. За одну октябрьскую ночь тогда из города уехало около трети населения — около 6 тыс. человек. Поначалу произошедшее квалифицировали как теракт, одно позже все же признали: случившееся — результат халатности должностных лиц.
Взрывы до Майдана
И до Майдана на военных складах Украины случались масштабные взрывы. Здесь своеобразный «рекорд» поставили склады в Новобогдановке в Запорожской области: они горели и взрывались в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах.
Также масштабными были взрывы на арсенале в Лозовой, что в Харьковской области.
Тогда о пострадавших не сообщали. Однако пришлось проводить массовую эвакуацию местных жетелей.
Во всех вышеприведенных случаях, даже в тех, где заявлялось о «диверсантах», в конечном итоге приходили к выводу, что причиной взрыва становилась халатность. Бирюков уверяет: Балаклею и Сватово потом проверяли аудиторы. Они пришли к выводу, что пожары не использовались для сокрытия растрат и нелегальной торговли боеприпасами.
Еще в марте главный редактор журнала «Национальная оборона», военный эксперт Игорь Коротченко рассказывая о версиях катастрофы на военных складах в Балаклее предрекал Украине другие подобные инциденты.
«Нельзя и в дальнейшем исключать ни взрывы, ни другие масштабные катастрофы в украинской армии», — говорил он в комментарии Ukraina.ru.
Тогда он указывал на две версии произошедшего — поджог, чтобы скрыть хищения, и результат бардака и расхлябанности в ВСУ. После заявления Бирюкова, первая версия — о хищениях — отпадает. Президент Украины Петр Порошенко не раз заявлял: украинская армия сильнейшая в Европе. «Современные защитники независимости, территориальной целостности и суверенитета украинского государства доказали и доказывают, что армия, созданная за последние три года, восстановлена, возрождена, является одной из самых эффективных армий континента», — заявлял Порошенко летом 2017 года.
Вес и цену его слов показала трагедия в Калиновке: «восстановленная и возрожденная» армия страдает ровно теми же болезнями, что и до Майдана: крайне слабым тылом, изношенностью инфраструктуры, которая следствием имеет взрывы на складах с оружием, а значит и потенциальный снарядный голод в будущем.
ВСУ, которые по словам бойцов ВС ДНР и ЛНР серьезно выросли в тактическом плане на передовой, остаются весьма слабо организованными в тылу. В таких условиях говорить о какой-либо «защите Европы от угрозы с Востока» — пустое бахвальство.