Mind.ua: 10 интересных фактов о Госбюджете-2018: анализ расходов государства - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Mind.ua: 10 интересных фактов о Госбюджете-2018: анализ расходов государства

Читать в
ДзенTelegram
Аппетиты каких структур увеличились, а кому придется затянуть пояса

Правительство обнародовало показатели бюджета на 2018 год и заявило об изменении философии распределения средств. У работников реформируемых отраслей — образования и медицины — вырастут зарплаты. Повысится бюджет обороны и социальной поддержки населения. Дополнительные средства запланированы на помощь фермерам и на строительство дорог. В 2018-м году сумма всех бюджетов страны перешагнет отметку в 1 трлн грн — и это будет рекордная сумма с момента проведения денежной реформы в 1996 году и внедрения гривны.

Экономист Даниил Монин специально для Mind провел детальный анализ расходов государственного бюджета, сведя фактические показатели 2016 года, плановые — 2017-го и предложенные суммы расходов госбюджета-2018 по различным направлениям.

На что ориентируемся?

Единицы измерения. Очевидно, что фиксация расходов на направления в процентах от ВВП — это первоочередная задача Министерства финансов. Весь бюджет 2019-2021 годов должен быть построен исходя из ограничений и предлагаемых сумм расходов по каждому направлению затрат в процентах ВВП. Как показал опыт подобного использования средств на безопасность (5% ВВП) — именно это направление в последние годы росло минимальными темпами согласно прогнозному номинальному росту экономики. Сейчас это 36% за два года. Там, где этого нет, — рост расходов в два и даже более раз за два года является нормой.

Курс доллара. Бюджет рассчитан из предполагаемого среднего курса доллара 29,3 грн/$, а к концу 2018-го — более 30 грн/$. Это достаточно пессимистическая оценка. Думаю, что средний курс в следующем году будет меньше, и дефицит бюджета в текущем году также будет меньше планируемого. Поэтому, скорее всего, у Минфина только на обслуживание долгов есть резерв около 10 млрд грн.

На кого потратим?

Аппарат президента. Конечно же, не обделили себя Аппарат президента и высшие органы власти, как и администрации президента в областях, — тут наблюдается рост расходов в более чем два раза.

Правительство. Секретариат Кабмина за два года превратился в государство в государстве. В 2016 году он имел скромный бюджет в размере 303 млн гривен, а в госбюджет-2018 заложены совсем не скромные 3 млрд гривен. Теперь, кроме секретарских функций, бюджет которых вырос более чем вдвое, секретариат курирует комплексную программу реформы государственного управления, которая оценена в 1,48 млрд гривен. Также в его ведении находится Государственная аудиторская служба, которая контролирует расходование бюджетных средств за «скромные» 612 млн гривен в год. И это при наличии Счетной палаты, которая, собственно, должна заниматься тем же самым. Кроме того, под кураторство Секретариата Кабмина подпадает электронное правительство, на что в главной смете страны предусмотрено более 150 млн гривен.

Госрегуляторы и силовики. Рекордсменами роста бюджетных расходов за два года также являются крайне коррупционные по сути структуры: НКРЕ (в простонародье «Роттердам+») — рост расходов в 7,5 раза; Фонд госимущества — рост в 4,2 раза; Антимонопольный комитет — рост в 2,75 раза. Министерство информационной политики увеличило себе квоту заложенных в бюджет расходов в 4,64 раза; судебная система в целом и Генпрокуратура — показали рост аппетитов в 2,15 раза.

В проекте госбюджета на следующий год крайне неожиданно выросли затраты Фискальной службы — почти на 50%. И это на фоне заявлений Минфина о переводе системы возврата НДС в автоматический режим. А также — упорного нежелания министерства и правительства внедрять НнВК вместо налога на прибыль. Хотя такой шаг дал бы возможность резко сократить потребности в штатных сотрудниках, занятых вопросами налогообложения прибыли.

Оборона. Очень порадовал бюджет Министерства обороны. Приятно, что наконец-то в оборонном бюджете на будущий год резко выросли затраты государства на закупки нового вооружения. Рост с 6,5 млрд грн до 16,4 млрд грн. И это все в рамках ограничений в бюджете Минобороны.

Дороги. В следующем году особое внимание следует уделить изменениям в процедуре содержания автодорог. Фактически, затраты бюджета страны на дороги увеличены с 8,5 млрд гривен до 31 млрд гривен, хотя теоретически из этой суммы следует вычесть затраты на выплаты по кредитам. При этом более 11 млрд гривен выделены в качестве субвенций в регионы. Правда, смущает сумма в 2 млрд гривен, предусмотренная на ремонт трассы Киев — Харьков, которая сейчас находится далеко не в самом худшем состоянии. В любом случае это — вызов, брошенный власти. А у нее теперь есть выбор: либо победит желание улучшить дороги (как в Днепропетровской области), либо эти деньги освоят «как всегда».

Земля. В Министерстве аграрной политики выделено 452 млн гривен на проведение земельной реформы. Сам факт наличия подобной статьи — удивляет. Особенно на фоне того, что реальная земельная реформа способна принести в бюджет десятки миллиардов гривен доходов ежегодно вместо расходов.

Пенсии. Параметры сводного бюджета Пенсионного фонда пока еще не известны. Но согласно расчетам автора, доходы ПФ на 2018 год достигнут 330 млрд гривен. Из них 141,5 млрд гривен поступит из госбюджета. В нынешнем году бюджет Пенсионного фонда составляет около 285 млрд гривен, но есть большая вероятность, что часть профицита бюджета-2017 пойдет на увеличение пенсий уже в этом году. Поэтому, если бюджет ПФ будет ниже этой цифры в 2018-м, то у государства в расходах будет еще один резерв.

Охрана здоровья. Реформа медицины начала развиваться в «лучших» традициях освоения средств. Фактически бюджетные деньги дублируются и зарезервированы как под старую структуру медицины, так и под разворачивание новой структуры — Национальной сети здоровья, на которую выделено 13,5 млрд гривен из госбюджета. И хотя «медицинские» субвенции в местные бюджеты уменьшены на 3 млрд грн, все равно очевидно, что реформа проходит стадию не замены, а создания дублей, что крайне неэффективно с точки зрения бюджетных затрат.

Даниил Монин

Оригинал публикации

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала