«Судебная реформа интересует всех политических игроков. Это люди, всегда имевшие привилегии при использовании судебной системы. А сейчас они их теряют. На данном этапе переходного периода управление судебной системой сосредотачивается в руках президента Порошенко. На фоне приближающихся выборов никому не хочется оказаться в ситуации, когда суды полностью контролируются Банковой, и любые жалобы на нарушения в избирательной кампании будут игнорироваться. Поэтому, для любой политсилы важно пропустить эту реформу в таком виде, чтобы она в дальнейшем не ущемила их интересы и интересы их спонсоров», — сказал директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин.
Эксперт подметил, что параллельно с этим продолжается конфликт между Западом и администрацией Петра Порошенко относительно внедрения специального антикоррупционного суда. По мнению Стоякина, Запад с помощью спецсуда настроен на ликвидацию крупного украинского олигархического капитала (который, в свою очередь, опирается на судебную систему), и полное подчинение Украины транснациональным компаниям. Олигархи этому сопротивляются, в том числе и Порошенко, которому самому нужна судебная система для политических и бизнес-целей. Эксперт уверен, что реформу парламент примет, но без важных норм, а также без нормы об антикоррупционном суде.
Дополняя Василия Стоякина, директор Агентства социальных коммуникаций Серегей Белашко отметил, что дело не только в крупном капитале, а об украинском правящем классе в принципе — он мобилизован и может активно сплотиться в решающий момент вокруг своих шкурных интересов.
«Фактор торможения реформ — это тактика мягкой обструкции путем внесения 4384-х правок к президентскому законопроекту №3262, которую применила фракция «Батькивщины». Из них только 3800 правок успели рассмотреть. Тем самым, это не позволило рассмотреть пенсионную и медицинскую реформу», — подчеркнул эксперт Киевского центра политологии и конфликтологии Антон Финько.
19 сентября парламент не смог поставить точку в рассмотрении судебной реформы. Ибо в последней из президентского пакета документов избранники внесли более 4-х тысяч предложений. И это при том, что 700 рассмотрели на предыдущей пленарной неделе. В повестке дня президентский законопроект стоял первым.
Одним документом инициатор судебной реформы предлагает внести изменения в ряд отраслевых кодексов. И этим поставить точку в законодательстве, необходимом для завершения судебной реформы. Она стартовала еще год назад. Потому что без этого документа, в частности новые судьи Верховного суда не смогут выполнять свои обязанности, убеждают в президентском блоке.