Эту дату утвердил еще 6 сентября этого года каталонский парламент. Мадрид против референдума. Чтобы не допустить его, центральные власти, во-первых, направили в Каталонию усиленные подразделения полиции, во-вторых арестовали 12 человек причастных к организации референдума, в-третьих, взяли под контроль финансы региона, чтобы не допустить народное волеизъявление.
Ситуация в настоящий момент драматична, но пока не вышла за мирные рамки.
-Какие сейчас настроения у людей накануне референдума? За что проголосует большинство каталонцев?
— Люди рассержены. Им не нравится, что Мадрид накладывает запреты на всё, что касается референдума. Даже многие из тех, кто равнодушно относился к референдуму, да и к независимости в целом, после вчерашних событий, когда в Барселоне полиция произвела аресты среди тех каталонцев, которые его готовили, и провела обыски в зданиях, которые принадлежат каталонскому правительству, теперь уже точно пойдут голосовать.
Как они проголосуют — за отделение Каталонии или против — это другое дело, но они пойдут, так как считают, что каталонцы имеют право на проведение плебисцитов по важным политическим и общественным вопросам, и центральные власти не должны им в этом мешать, раз уж апеллируют в этом вопросе к демократии.
Даже футбольная команда «Барселоны» вчера сделала заявление о поддержке права людей на свободу слова и демократических решений вопросов. И в нем нет ни слова о том, как должны голосовать жители Каталонии.
- Барселонцы вышли с протестами против действий полиции вчера?
— Полиция действует по распоряжению правительства, поэтому люди вышли, в общем, против запрета референдума, а действия полиции — это одна из мер этого запрета. Я таких серьезных манифестаций уже давно у нас не видела. Многие пришли на митинги после шести вечера уже после работы. Собираться, правда, стали еще днем возле тех учреждений, где шли обыски. В центре уже вечером в манифестациях принимали участие тысячи и тысячи барселонцев, к ночи приехали люди и из других городов Каталонии. Постоянно скандировали «Проголосуем!» и «Независимость!».
-Столкновения с полицией были?
— Нет. Барселона — это не Киев, к полиции относятся с уважением, во всяком случае, пока. Все корректно. Даже когда кто-то из манифестантов пытался нецензурно оскорблять полицейских, сами протестующие быстро это пресекали. Мне кажется, что люди понимают, что у полиции такая работа, и люди они подневольные, зависящие от приказа. Да и лишней агрессии с последствиями здесь никто не хочет.
-А есть прогнозы, как Каталония проголосует? Вообще много ли сторонников независимости и ее противников.
— Когда вы идете по Барселоне, то везде по городу видите каталонские флаги, которые люди вывешивают на своих окнах или балконах. Их тысячи. Это все сторонники независимости. А вот испанских флагов за все эти дни я видела всего два. Вот вам и соотношение.
Хотя согласно последним выборам перевес был на стороне партий, поддерживающих независимость, однако не очень серьезный. И вот, что еще интересно. В отличие от Украины в Каталонии никто на бытовом уровне не преследует ни сторонников независимости, ни ее противников. У тебя такие взгляды, а у меня такие, но из-за этого мы не будем кричать и оскорблять друг друга, тем более не будем друг друга бить и убивать. Всё спокойно, все в рамках приличий. Все толерантно обмениваются мнениями, каким видят будущее Каталонии — с Испанией или без.
Большинство моих друзей — за отделение Каталонии, но есть и те, которые против. Тем не менее, это нам не мешает всем вместе спокойно общаться. Иногда, конечно, возникают небольшие споры, но мы никогда не переходим на повышенные тона. Правда, знаю и тех, кто перешел в лагерь "сепаратистов" именно в эти дни, до того они были сомневающимися.
-А как сторонники независимости обосновывают отделение от Испании?
— Два соображения: каталонская самоидентификация и экономические причины. В первом случае они просто идентифицируют себя именно как каталонцы, а не испанцы. Эти люди говорят: у нас свой язык, история, менталитет, поэтому для нас важно быть отдельной страной, такой, какой мы ее хотим видеть. Вообще, после смерти Франко, когда Испания стала демократической страной, началось возрождение каталонского самосознания.
Что касается экономических причин, то каталонцев, естественно, не устраивает, что каждый год они передают в испанский бюджет около 20 миллиардов евро, тогда как самой Каталонии не хватает средств для нормального функционирования. Соответственно, люди хотят, чтобы возвращенных налогов хватало хотя бы на все основные нужды автономии. К тому же в Каталонии высокоразвитая экономика, есть большой порт в Барселоне, многомиллионный туристический поток, различные крупные производства. В общем, никто не сомневается, что отделение от Испании улучшит экономическое и финансовое состояние каталонцев.
-А не боятся ли каталонцы, что после того, как они проголосуют за отделение от Испании, Мадрид объявит АТО?
— Тут о таком исходе никто не хочет думать. Есть информация о том, что Мадрид прислал к нам какую-то военную технику, но на улице ее нет. Вполне вероятно, что передвижение этой техники связано с учениями и изменением оснащения военных баз, об этом сообщали еще в мае, но напрягает только то, что переброс этой техники произошел именно в эти даты, когда референдум так близок.
На днях происпанская газета «Конфиденциаль» опубликовала твит Джулиана Ассанджа по поводу нашего референдума. На фото изображено, как по городу идут танки, а им путь преграждает одинокий человек — видимо, это снимок с пекинской площади Тяньаньмень 1989 года. Ассандж под снимком написал по-каталонски: «Испания, это не сработает в Каталонии. Каталонцы имеют право на самоидентификацию. Аресты только объединяют и делают сильнее». Журналист, опубликовавший скан этого твит в своей статье, обвинил Ассанджа, что за ним стоит… Кремль. И в качестве доказательства привел то, что Кремль поддерживал на американских выборах Трампа. И Ассандж поддерживал Трампа. Вот и все доказательства.