Чудесная новость, которая хорошо сочетается с предоставлением Украине безвизового режима и недавним вступлением в силу Соглашения об ассоциации. Еще одна победа, за которую стоит благодарить лично президента.
«Моя инициатива роуминга для украинцев в ЕС два дня назад была поддержана Европарламентом. Мы и дальше будем расширять сотрудничество с ЕС», — заявил он на встрече с представителями бизнес-кругов.
Есть только одна проблема: Европарламент ничего такого не принимал.
И Порошенко — не первый, от кого мы слышим о якобы решении Европарламента об отмене роуминга.
Два дня назад появился пост в Facebook депутата от БПП Владимира Арьева.
«За безвизом — безроуминг! Европарламент вполне серьезно собирается отменить роуминг для трех стран Восточного партнерства — Украины, Грузии и Молдовы, — написал он. — Если политические крикуны все не испортят, то решение ЕП может быть в этом году. По крайней мере 14 сентября комитет по иностранным делам Европарламента рассмотрит документ».
И это при том, что в ЕС сегодня и близко нет законопроекта, который бы касался заявленной президентом темы — отмены платы за роуминг для тех, кто приехал в страны ЕС с сим-картами украинских мобильных операторов.
Казалось бы, отсутствие логики в заявлениях представителей власти очевидно даже для не слишком осведомленных с законодательством ЕС и их процедурами. В частности, не может Европарламент давать указания украинским мобильным операторам — хотя бы потому, что Украина не является членом ЕС.
Неизвестно, связаны ли как-то между собой заявление Петра Порошенко и пост Владимира Арьева. Сейчас получается, что единственное общее для них — это явление, о котором говорят «слышал звон, да не знаю, где он».
А звон есть.
Итак, что же планирует одобрить Европарламент?
В четверг в комитете ЕП по иностранным делам началось рассмотрение проекта резолюции ЕП по случаю предстоящего саммита Восточного партнерства.
Следует подчеркнуть, что это — не изменение законодательства ЕС, а просто рекомендация. Иначе говоря — позиция Европарламента.
Среди прочего, документ содержит рекомендации Еврокомиссии, Совету и Европейской службе внешнего действия рассмотреть ряд шагов, которые сформировали бы модель «Восточное партнерство Плюс» для трех ассоциированных с ЕС стран — Украины, Молдовы и Грузии. По замыслу европарламентариев, им можно предложить перспективу присоединения к таможенному союзу с ЕС и Шенгену и другие вещи, в том числе и отмену для жителей этих стран роуминга во время пребывания в ЕС.
Таким образом, пока это только рекомендации.
Отмена роуминга или что-либо другое — это результат длительной законодательной работы, проведенной совместно Европарламентом, Советом ЕС и Еврокомиссией.
Что же может быть дальше в случае «безроуминга»?
Упомянутые учреждения проконсультируются между собой и, по оптимистическому сценарию, придут к политическому согласию. Далее законопроект готовит и подает Еврокомиссия, и он должен пройти многочисленные процедуры в упомянутых институциях — вспомним, как это было в случае отмены виз. А кроме того, должно быть аналогичное решение украинской стороны — ведь отмена роуминга касается не только европейских, но и украинских операторов.
Пока же не началось даже официальное оформление этой идеи в соответствующий законопроект — опять же, рекомендации Европарламента не являются таким шагом.
Этот процесс — даже при самом оптимистичном сценарии — займет несколько лет, а не несколько месяцев.
К слову, в самом ЕС роуминг отменяли постепенно, в течение 10 лет. Этот процесс стартовал еще в 2007 году, а окончательно роуминг между странами-членами ЕС отменили только в июне 2017 года. И тарифы уменьшали поэтапно — поэтому вряд ли, кстати, украинцам их отменят одномоментно.
К сожалению, в этом случае опять есть сходство с печально известными обещаниями по поводу быстрой отмены виз, когда от Порошенка и других представителей власти раз за разом звучали нереалистичные даты.
История, не раз выставлявшая «обещальников»посмешищем, ничему не научила.
Желание легкого пиара затмевает собой необходимость элементарно разобраться в не слишком сложных вещах и процессах. А обещания, которые не сбываются, только вредят вере украинцев в европейские изменения в Украине.