Нас обворовали — как могли обворовать граждан любой другой страны. Впрочем, напоследок хозяйка квартиры внезапно вспомнила про наше гражданство. «Хочу, чтобы вы вон из нашей страны убирались», — кричала нам хозяйка Олеся.
Из нашей июльской поездки по Украине сохранилось совсем немного фотографий. Только те, что я успела выложить в фейсбук перед тем, как нас обворовали. По ним и вспоминаю теперь эту поездку и свой украденный телефон.
Возможно, у многих возникнет вопрос, зачем ехать россиянам на Украину, учитывая нынешние политические реалии. Я легко отвечу на этот вопрос. Прежде всего поездка сюда интересна и дешева. Я, правда, с интересом каждый раз путешествую по Украине. В этот раз очень хотелось посетить бывшие владения Виктора Януковича.
Сделать это очень просто. Берешь напрокат велосипед и обследуешь, как жил здесь президент, — разве можно представить себе такое развлечение в России? За одну поездку можно насладиться и городской культурой Киева, и побродить по лесам в бывшем имении Януковича, и погулять по европейским улочкам Львова, отведав кофе и шоколада (про цены я молчу), и взойти на Говерлу, и искупаться в море. К тому же нет языкового барьера: на русском здесь разговаривать не перестали даже на Западной Украине.
Люди заглядывают в окна оставленной резиденции президента Украины Виктора Януковича «Межигорье» под Киевом, февраль 2014 года
Во время предыдущей поездки, например, на Говерлу, с нас, как с «москалей, которые не побоялись приехать», вообще не взяли денег за билет, хотя с сидевших рядом в такси киевлян взяли по полной.
Да и решиться на такую поездку можно в последний момент, просто взяв билеты на поезд (правда, лучше все-таки запастись приглашением родственников или друзей с Украины). Если хочется поехать именно летом, в разгар туристического сезона, на такой поездке можно будет очень сильно сэкономить.
Перед поездкой на Украину мы запаслись приглашениями, чтобы не было неприятностей на границе. В страну мы въезжали на поезде, и проблем действительно не возникло ни у кого из нашего вагона. Равно как и в путешествии: все люди были доброжелательны, хотя многие и распознавали по нашему говору в нас москвичей. До Одессы мы побывали в Киеве и Умани, останавливались сначала у друга, потом в гостинице в центре.
А в одном из моих любимых городов Украины — Одессе — я решила снять квартиру через систему бронирования Airbnb. У меня уже был успешный опыт бронирования жилья через сервис в Испании, в Мадриде, тогда мы здорово сэкономили, в том числе и на питании, поскольку готовили преимущественно дома. С маленьким ребенком (3,5 года) очень удобно снимать отдельное жилье: есть кухня, где можно готовить, и свое пространство, где ребенок может играть.
Забронировала я жилье через сайт, указав, что приедем с ребенком. Поскольку мы прибывали на автобусе поздно вечером, я специально выбрала вариант, чтобы можно было приехать в любое время. Оплатила по карточке. Когда уже ехали в автобусе, раздался звонок от хозяйки.
Она сказала, что мы должны будем оплатить ей такси, поскольку приезжаем поздно, а ей потом нужно будет возвращаться домой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Не рассказывайте нам сказки про украинских принцесс
Поскольку стоимость такси на Украине невелика, я согласилась.
Квартира оказалась расположена в старом одесском доме с уютным двориком, близко находящимися балконами соседей, живописной деревянной лестницей, на которой было очень легко навернуться. Сама квартира была аутентичной, с высокими потолками, но, мягко говоря, не очень чистой. Однако за $20 в сутки ничего другого я и не ожидала. Очень расстроило, что не работал интернет. Созвонившись с хозяйкой, мы сами сходили его оплатить.
Съезжать из квартиры я не стала, потому что начиталась отзывов на форуме Винского о том, как сложно возвращать деньги через сайт Airbnb, доказывать свою правоту и грязь и поломки в квартире. Кому-то возвращали в десять раз меньше, чем было оплачено, кому-то блокировали крупную сумму на карточке. В общем, несколько дней можно было бы и потерпеть, к тому же погода была хорошая, и мы приходили в квартиру только ночевать.
В последнюю ночь было жарко, и мы решили включить кондиционер. Вечером позвонила хозяйка, я назначила встречу на 11 утра, чтобы отдать ей ключи. В час ночи мы легли спать, предварительно закрыв дверь.
Под утро мы с мужем синхронно проснулись от духоты, выключили кондиционер и открыли окна.
Я не нашла мобильный телефон, который до этого ставила на зарядку, но не обратила на это внимание.
Проснулись мы в 9 утра, стали собирать вещи, но ни мобильного телефона, ни другой техники (мобильный телефон мужа, ноутбук, фотоаппарат), а вдобавок женской сумки не нашли. Дверь была приоткрыта, хотя замок не сломан. Видимо, кто-то к нам зашел в гости, пока мы спали, и забрал «лишние» вещи. Удивительным образом мы ничего не слышали.
Через какое-то время приехала вызванная соседями полиция — у нас взяли отпечатки пальцев, составили протокол. Появилась и злая хозяйка — она заявила и соседям, и полиции, что мы мошенники и сами себя обворовали, а через сайт Airbnb она денег не получила (мы были первыми гостями в этой квартире через сайт, а, согласно правилам бронирования, деньги в таком случае хозяину перечисляются не сразу).
После этого я еще и прочитала отзыв хозяйки на сайте Airbnb касательно нашего пребывания (отзыв был опубликован в моем профиле, орфография оставлена): «ВНИМАНИЕ!МОШЕННИКИ! ИМИ ЗАНИМАЕТСЯ ПОЛИЦИЯ ОДЕССЫ! Не попадитесь в ловушку! Под прикрытием ребенок+папа+мама, в последние сутки из ДВУХ инсценируют пропажу дорогих вещей, которых у этих лжепутешественников (а скорее бомжей) и не было, гадят в квартире, все ломают (розетки, кондиционер!) И заявляют спокойненькие о краже, требуют с хозяев 20 000!!! А не то "мы еще вернемся"». «ЗАПОМНИТЕ ИХ И ОБХОДИТЕ! Могу скинуть видеофакты как реально выглядят эти люди и в каком УЖАСНОМ состоянии оставлено жилье ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ!!!»
Мы кое-как уладили свои проблемы, попросив родственников выслать денег на оставшиеся карточки, купили новый телефон и напоследок съездили еще и в Вилково — украинскую Венецию (паспорта у нас не украли, они были запрятаны далеко в тумбочке), чтобы вернуться из отпуска все-таки с позитивными впечатлениями.
Дальше история с воровством в Одессе заканчивается (судя по тому, как полиция ведет дело, делать ничего не будут) — и начинается история долгих переписок с Airbnb.
Поскольку за свою деятельность Airbnb взимает определенный процент — с хозяев апартаментов 3% от суммы бронирования, с арендатора — от 6 до 12% (по данным на апрель 2017 года), я решила, что будет правильно разобраться с системой.
Требовать возмещения убытков система предлагает сначала с хозяев, а потом уже вмешивается в разбирательство. Мы с хозяйкой несколько раз взаимно обменялись денежными требованиями друг к другу через сайт (там есть такая опция), но по прошествии недели Airbnb так и не сделал никаких шагов со своей стороны, чтобы помочь нам решить проблему. Как мне потом объяснили представители Airbnb, скорее всего, это произошло потому, что я не нажала одну из кнопочек, которая бы привлекла их внимание к разбирательству, а мне казалось, что это должно было проходить автоматически.
Один из знакомых, который знает, как работает система бронирования, объяснил, что мы изначально пошли по неверному пути. «Как только хозяйка из квартиры позвонила и спросила денег, необходимо было сразу звонить в Airbnb и сообщать об этом. Была бы отмена брони со стороны хозяйки и штраф для нее. А вам бы предложили другое жилье», — уверен он. Также мне писали люди, которым после отмены бронирования по вине хозяев сервис предлагал различные решения проблемы. Впрочем, по отзывам на сайте Винского я поняла, что такие действия не всегда помогают и полностью стоимость вернуть очень сложно.
В просьбе о возмещении за пребывание в квартире в Одессе, размещенной на сайте, я, в числе прочего, указала то, что могу подтвердить документально: что, например, точный адрес квартиры не соответствует адресу, заявленному на сайте (есть протокол полиции об инциденте), что, вопреки обещаниям, интернета в доме не оказалось (приложила сохранившийся чек на оплату интернета). Фотографии квартиры, по понятным причинам, я предоставить не смогла.
Моя проблема привлекла внимание после того, как я обратилась в пресс-службу сервиса. Компания извинилась, что не занялась моей проблемой раньше.
«Безопасность — наш главный приоритет. У нас есть система обнаружения рисков в режиме реального времени, которая использует компьютерное обучение и интеллектуальную аналитику, мгновенно оценивая сотни рискованных ситуаций, что помогает нам предотвратить многие проблемные ситуации. В таких случаях мы принимаем ряд действий в зависимости от серьезности ситуации: от запроса дополнительных документов и проверки кредитной карты до удаления пользователей с платформы», — ответили мне по поводу моей проблемы в Airbnb. Сервисом Airbnb воспользовалось более 200 млн гостей, подобные инциденты случаются крайне редко, сказали мне в сервисе. Впрочем, насколько редко, мне так и не пояснили.
История моих отношений с сервисом пока не закончена. Ясно только, что не во всех случаях сервис проверяет даже документы на собственность на предмет совпадения реального адреса и адреса сдаваемого жилья. Профиль хозяйки до последнего времени оставался в системе, правда, квартиру сдавали после нашего визита за $24 в сутки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кличко проиграл грызунам: в Киеве нашествие крыс
Насколько я поняла, после нас у хозяйки были гости из Киева и даже оставили позитивный отзыв, по крайней мере у них никто ничего не воровал. Привожу его тут для полноты картины: «Плюсы: квартира в старом доме, в аутентичном одесском дворике, с соответствующей атмосферой. В наличии есть бойлер и стиральная машинка. Высокие потолки, окна выходят на солнечную сторону. До пляжей и самого центра реально близко. Минусы: советский санузел, старый, не слишком удобный диван, постельное белье лучше везти свое, в жару квартира нагревается. В целом — для любителей комфорта жилье не подойдет. Если же вам просто нужен набор базовых опций, а проводить основное время будете на море или в городе — можно брать. Хозяйка отзывчивая и неназойливая».
Сервис попросил меня представить доказательства владения спорной техникой, что-то я нашла, перерыв в квартире, что-то нет. При этом удивительным образом в конце долгой переписке мне согласились возместить расходы на похищенную технику в размере чуть более 40 тыс. рублей. Я уже подписала соглашение об урегулировании инцидента и ожидаю выплат. Впрочем, после получения денег мне будет о чем переписываться с сервисом: очень хочется убрать из моего профиля информацию о моей «мошеннической» деятельности на территории Украины. Постараюсь написать потом продолжение этой истории.
Наталия Еремина