Новость о том, что американские инженерные войска начали строительство военного объекта в украинском порту Очаков, облетела заголовки большинства российских и украинских СМИ.
Формально, здесь нет никакой особой сенсации. Постоянное присутствие американских военнослужащих фиксируется на Украине все последние три года — оно особенно ощутимо именно в Николаевской и Одесской областей. Американские военные проводят регулярные военные тренировки на расположенном неподалеку от Очакова полигоне «Широкий Лан», а американские военные корабли, наряду с кораблями других стран НАТО, регулярно посещают с визитами Одессу и прилегающую к ней акваторию. Стоит напомнить о том, что США профинансировали строительство разграничительной стены на границе между Херсонской областью и Крымом. И даже история с арбузной баржей, которую отправили из Херсона в Киев под эгидой USAID, по своему подтверждают, что Вашингтон придает значение своему присутствию в низовьях Днепра.
Кроме того, правовой статус и целевое назначение новой базы до сих пор вызывают немало вопросов. Как сообщают украинские военные, она должна стать центром по планированию и проведению военных учений, которые безвозмездно передадут в распоряжение Вооруженных сил Украины. Однако, целый ряд других экспертов говорят о том, что американцы просто так не уйдут с построенных за их счет объектов. Тем более, сейчас, когда команда президента Дональда Трампа проводит политику жесткой бюджетной экономии, и вряд ли будет преподносить Украине такой дорогостоящий подарок за счет американских налогоплательщиков. Есть все основания полагать, что Очаков может превратиться в первую полноценную военную базу США, расположенную на украинской территории. А это имеет существенное стратегическое значение — даже если речь идет о создании командного или разведывательного центра, где будет размещаться небольшая группа военных специалистов.
«То, что делается в Очакове, это есть конкретно передовой пункт управления различного рода силами — и воздушными, и надводными, и подводными, силами специального назначения, которые направлены, конечно, против России. Как центр, который координировать будет морское плавание фрегатов, крейсеров ПРО, Центр управления один находится в Румынии, другой центр будет находиться в Очакове, и корабль будет маневрировать где-то между двумя этими центрами. Это очень серьезная угроза для России в этом направлении», — говорит об этом бывший командующей Черноморским флотом РФ, адмирал Игорь Касатонов.
Почему Очаков важен
Современный Очаков — сравнительно небольшой населенный пункт. Однако, его расположение в устье Днепро-Бугского лимана позволяет контролировать выход в водные системы двух крупных украинских рек, где расположены крупные города и основные кораблестроительные центры страны. Это огромное стратегическое значение было известно с глубокой древности. Так, античные греки построили неподалеку процветающую колонию Ольвия, а в XIV веке генуэзцы оборудовали на месте Очакова свой опорный пункт — крепость-факторию Лерит, за которую долгое время боролись молдавские, литовские и татарские войска. Крымские ханы передали эту цитадель османам, которые назвали ее «Ачи-Кале» — «Крепость на проходе в море», подчеркивая значение этого населенного пункта. Со временем, это название трансформировалось в украинском языке в слова «Ачаков» или «Очаков».
Турецкие власти превратили Очаков в современную, отлично укрепленную цитадель, в надежде «закрыть» в Днепре запорожских казаков — которым нередко приходилось проникать в море кружным путем, используя волоки — через Самару, Волчью и Кальмиус.
Российские войска впервые заняли Очаков в 1737 году, под руководством фельдмаршала Миниха. Однако, затем город вернули Турции, который принадлежал ей вплоть до знаменитого штурма Очаковской крепости в 1788 году, который проходил под руководством Александра Суворова, с участием украинских казаков. Взятие ключевого города в низовьях Днепра стало решающей моментом русско-турецкой войны 1787-1891 годов, которая обеспечила Петербургу контроль над территориями Бессарабии и Крыма. А сам Очаков являлся тогда главным центром этого региона, где только закладывались новые города — такие, как Одесса, Николаев и Херсон. Именно поэтому здесь был похоронен князь Георгий Потемкин, который руководил процессом завоевания причерноморского края.
Спустя годы значение Очакова серьезно снизилось — он как бы ушел в тень своих более молодых соседей. Однако, его стратегическое расположение привлекало внимание во времена каждого крупного военного конфликта. В 1855 году город бомбардировали четыре фрегата англо-французского флота, а немецкие войска дважды занимали его в 1918 и 1941 годах. Кроме того, он всегда сохранял значение важной военно-морской базы. В начале шестидесятых годов советские военные решили разместить здесь 17-ю отдельную бригаду спецназа Главного разведывательного управления Генштаба — уникальное секретное подразделение, которое должно было осваивать в этом удаленном от посторонних глаз месте навыки подводной войны. На острове Майский, который был искусственно создан во времена Потемкина на выходе из лимана, создали спецшколу боевых пловцов, где базировались мини-подлодки «Тритон».
Конечно, все это пришло в запустение после развала СССР, когда школу на острове закрыли, а старые руины на Майском стали достопримечательностью для плывущих на Кинбурнскую косу туристов. Однако, очаковский порт по прежнему оставался одним из главных центров ВМС Украины, где базируются разведывательные корабли и дислоцируются силы специального назначения. Сейчас его можно с полным основанием называть основной военно-морской базой Украины. Близкое расположение к Одессе и Крыму делают этот город удобным центром для военно-разведывательной деятельности — так что выбор Очакова американцами был по-своему предопределен. Не говоря уже о том, что это способ вставить шпильку Москве — учитывая то, что образ Очакова присутствует в русской литературе со времен Державина и Грибоедова.
Однако, крайне нестабильная международная политика нынешней администрации США делает ситуацию непредсказуемой. Пока что не ясно, появится ли в Очакове построенная американцами база, и не обернется ли эта «перемога» очередной «зрадой», как это слишком часто происходит сейчас на Украине.
«Конституция запрещает пребывание иностранных баз на территории Украины. Но, с другой стороны, давайте будем говорить откровенно: существует военно-техническое сотрудничество между Украиной и Соединенными Штатами, и оно определяется в первую очередь интересами Пентагона, а не Украины. И в данной ситуации Украина рассматривается как сфера влияния Соединенных Штатов.
Другой момент — мы не знаем окончательно, входят ли средства на строительство военно-морской базы в ту сумму, которая выделяется США в помощь Украине. Если это так, то это значит, что Украина не получит «Джавелины», не получит другие ракеты и летальное оружие — все эти средства пойдут на строительные работы.
Ну и третий момент — это то, что, по большому счету, база может и будет построена, но непонятно, какие корабли там будут находиться. Украинский военно-морской флот находится в плачевном состоянии, украинские судоверфи пока не получили заказы на строительство военных кораблей. Поэтому в данной ситуации я думаю, что пока что строится на всякий случай с дальним прицелом, а потом предназначение этой базы будет определяться той ситуацией, которая сложится в дальнейшем. То есть, сейчас происходит конфронтация между Россией и Соединенными Штатами, и понятно, что база начинает строиться как один из элементов конфронтационной политики. А если завтра, например, будет потепление между Соединенными Штатами и Россией, тогда непонятно, что это будет за база, и какие интересы будут здесь преследоваться», — рассуждает в комментарии для Ukraina.ru политолог Константин Бондаренко.