Европейские политики выражают недовольство политикой турецких властей, прежде всего в области прав человека.
«Нам ясно, что Турция, которая продолжит движение в том же направлении, никогда не войдёт в ЕС. Неоднократные заявления о восстановлении смертной казни — это конец прежним отношениям между Европой и Турцией. Это совершенно определённо», — заявил в интервью немецкому изданию Stern министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль.
15 июля 2016 года руководство Турции объявило о попытке военного переворота в стране, а военные заявили о переходе власти в их руки. Уже утром следующего дня мятежники, в том числе военные высшего и среднего звена, начали сдаваться. В результате этих событий погибли 90 человек, 1154 человека получили ранения. После чего депутаты от правящей Партии справедливости и развития решили внести на рассмотрение парламента документ о возвращении смертной казни в отношении участников провалившегося путча. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что подпишет соответствующий закон, если за него проголосует парламент.
«Я не поддерживаю завершение переговоров с Турцией о вступлении в ЕС, чего требует Европейский парламент. Однако факт заключается в том, что Турция буквально с каждой секундой всё дальше отходит от выполнения взятого на себя обязательства вступить в ЕС. А ведь это не Евросоюз присоединяется к Турции, а Турция присоединяется к ЕС», — сказал в интервью американскому изданию председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эрдоган поборется с Европой
В ноябре прошлого года депутаты Европарламента проголосовали за приостановку переговорного процесса о присоединении Турции к Европейскому союзу, который длится со второй половины ХХ века. В 1963 году страна получила статус ассоциированного члена, в 1987 году подала заявку на членство в ЕС, но переговоры начались только в 2005 году.
В частности, отношения Берлина и Анкары обострились после ареста 17 февраля корреспондента издания Die Welt Дениза Юджеля, имеющего гражданство обоих государств. По законодательству Турции, срок нахождения в следственном изоляторе может достигать пяти лет. Стамбульский суд постановил, что его журналистская деятельность выходит за рамки свободы СМИ: «заголовки, изображения, выражения, язык и тон репортажей ответчика не могут быть оценены в пределах журналистики и свободы прессы».
Судьба корреспондента Die Welt — вовсе не главное яблоко раздора между Берлином и Анкарой. В связи с отказом властей города Гаггенау в федеральной земле Баден-Вюртемберг от выступления министра юстиции Турции Бекира Боздага перед турецкой диаспорой накануне проведения референдума по конституционной реформе Эрдоган заявил, что действия Германии по отношению к Турции не отличаются от действий нацистов в ХХ веке. В свою очередь, канцлер ФРГ Ангела Меркель подчеркнула, что слова турецкого лидера умаляют преступления нацистов.