Ежегодно, летом, украинская столица остается без горячего водоснабжения. Во времена «кучмистов» и «регионалов» типичный киевлянин сетовал, что из-за совдеповской практики (подготовка к отопительному сезону) вынужден по две недели сидеть без душа или ванны.
Сегодня же ситуация кардинально изменилась. Теперь, воду, просто, отключают за долги. Правда, у некоторых, вначале, отключают на несколько месяцев за неуплату, а потом, включают и снова выключают, чтобы подготовить к отопительному сезону. Это, конечно, если повезет.
Не повезло трети жителей столицы.
Дело в том, что ситуация с расчетами населения за услуги ЖКХ достигла критической точки — долг 29,2 млрд. грн. (более 1 млрд. дол). Оказалось, что наибольшее количество должников - это столичные жители.
Положение настолько тупиковое, что 26 июля 2017 г. ПАО «Киевэнерго» вынуждено было провести пресс-брифинг по поводу состояния дел с расчетами потребителей за услуги компании.
Собственно, пока чиновники пытаются на словах решить проблему многомиллионного города, журналисты Ukraina.ru поинтересовались, как же живется горожанам без горячей воды?
Провинциальная болезнь
Впервые за годы «незалежности» киевляне смогли почувствовать себя в шкуре провинциалов — например, полтавчан или херсонцев, которым к летней засухе в трубах не привыкать. К примеру, в Херсоне, вообще, с середины 90-х гг., горячей воды вовсе нет. Только, тазики и чайники, а более состоятельные ставят бойлеры или газовые колонки.
«Я, в 2008 году, переехала в квартиру детей. У них уже стоял бойлер на
80 литров. Общее потребление электроэнергии с нагревом воды летом и другими приборами было 220-230 квт. Тогда, вся коммуналка обходилась мне около 200 грн (8 дол.). Сейчас, я и в 300-350 грн. (14 дол.) не вкладываюсь (пенсия 67 дол. — прим. ред). Стоимость 1 квт. — 1,69 грн. (0,06 дол.). Хотя, у меня, как у ребенка-войны, есть льготы на первые 75 квт. Отключение бойлер не помогает, поэтому он стоит у меня на экономном режиме», — рассказывает пенсионерка из Херсона Людмила Ф.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Киев: будущее без горячей воды
В самой же столице понятия «бойлер» или «экономия на коммуналке» до недавнего времени казались чем-то диким — не царским делом. Некоторые пока живут в таком иллюзорном мире.
«Мы живем на Теремках (спальный район Киева — ред.). Вода горячая у нас есть, но периодические отключения, как летом, так в течение года вынудили поставить бойлер. Мы его используем как раз в таких ситуациях, когда летом отключают воду или какие-то аварии», — рассказывает житель Голосеевского района Богдан М.
Пример Голосеевского района весьма оптимистичен, т.к. бойлер в этом случае — это, действительно, подстраховка. Даже, с началом введения чрезвычайного положения в энергетическом секторе (июль 2014 г.), здесь отключали, только 64 дома, в то время как в Шевченковском таких «счастливых» домов было 527. Со временем, снабжение горячей водой возобновили, а теперь, по состоянию на 2017 год снова прекратили.
Уже в июле текущего года, жителям Шевченковского района (население 233 тыс. чел.) повторно блокировали услуги горячего водоснабжения. Вместе с ними: Оболонский и Деснянский районы. Неизвестно, по какому алгоритму проводились ограничительные действия, но опрос Ukraina.ru показал, что в Оболонском районе часть потребителей продолжали пользоваться благами цивилизации в виде горячей воды, в то время как другая часть ограничивалась смыванием грязи с головы на ноги.
Отключение горячей воды не провоцирует современных киевлян массово использовать бойлеры — дорогое удовольствие.
Подсчитано, что — принять ванну, при нынешних тарифах, — это 30-45 грн.
(1,2-1,8 дол.). По сути, непозволительная роскошь, т.к. средняя зарплата киевлян не превышает 8-10 тыс. грн. (400 дол.). К слову, анализ вакансий на rabota.ua и hh.ua свидетельствует о том, что многие работодатели не готовы платить и 300 у.е.
Хотя, даже в такой ситуации, власти не преминули воспользоваться ситуацией с «обезвоживанием» и стали начислять двойную плату за газ, аргументируя это тем, что «люди подогревают воду на газовых плитах». Итого, плата за газ, вместо 46 грн. (1,84 дол.) за одного человека, стала 92 грн. (3,62 дол.).
«Вообще, у нас мало, кто греет воду в тазиках. Стоят бойлеры. Научены уже. Но на наши жалобы сообщают, что нет газовых счетчиков и нужно ждать, пока они будут установлены», — сетует молодая пара Анна и Владимир из Виноградаря (Подольский район).
«Меня дома почти не бывает и воды, кстати, тоже, нет третью неделю. Хотя в объявлении на двери парадного говорили, что отключили только на две, из-за профилактики. На горячую воду у нас уходит 2 куб.м. (прописано 3 человека — прим. ред.), что составляет 130 грн. (5,2 дол). За все плачу исправно, но пришла платежка и почему-то за газ у меня долг 90 грн. 80 коп. (3,63 дол.)», — недоумевает житель жилмассива Осокорки Григорий О., который не попал под санкции «Киевэнерго» и, где формально есть горячая вода.
Все равно виновата Россия
Лайтбоксы и бигборды по всему Киеву призывают местных жителей «Перестати бути енергозалежними» (перестать быть энергозависимыми).
«В этом году мы увеличили добычу собственного газа. Это никогда не было нашей реальностью. Мы всегда уменьшали нашу добычу газа и увеличивали импорт, в первую очередь, из Российской Федерации, что абсолютно негативно сказывалось на нашей энергонезависимости», — заявил Владимир Гройсман по итогам первого полугодия 2017 года.
Действительно, Украина обладает необходимыми запасами природного газа для бытовых потребителей, который дешевле импортного, что в свою очередь, должно отражаться на коммунальных тарифах, в том числе и на услугах отопления и горячего водоснабжения.
Однако анализ показывает, что при нынешней цене на отечественный газ в размере 280 дол. за тысячу кубометров, почти половина — это налоги (150 дол.), которые регулируются самим же государством.
По оценкам общественников из организаций «Публичный Аудит» и «Тарифная мобилизация», цена тысячи кубометров отечественного газа не должна превышать 140-145 дол. (исследование было презентовано в 2016 г.).
Кроме того, по словам общественников и экспертов, чиновники из нефтегазовой отрасли просто замалчивают тот факт, что для отопления и горячего водоснабжения используют т.н. «грязный газ». Дело в том, что он имеет низкий КПД, что сказывается на его потребляемом количестве и впоследствии на конечной цене для потребителя.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Киевляне могут остаться без горячей воды до октября
Тем не менее, отечественный агитпроп продолжает заверять, что первичная проблема украинцев в том, что Россия посадила украинцев «на газовую иглу» в 90-х гг., а «Киевэнерго» (снабжающая компания), принадлежащая донецкому олигарху Ринату Ахметову, намеренно завышает цены для конечных потребителей, чтобы дестабилизировать обстановку в стране.
Клятва не мыться
Заявление украинского лидера Петра Порошенко о «немытой России», на праздновании введения безвизового режима в июне 2017 года, выглядело, по меньшей мере, издевательски. Именно, в этот период начались массовые отключения горожан по «вине» снабжающей компании, которая, наверное, должна была отметить «российские» точки на карте для захвата украинской столицы.
Пока отключения не коснулись всего Киева, но нарастающий долг в 1 млрд. дол. никуда не исчезнет. Нужен, как минимум, либо рост доходов граждан, либо реальные антикоррупционные расследования деятельности НАК «Нефтегаз Украины» и «Укргаздобыча».
В то же время украинские чиновники, как, например, Ирина Геращенко, уверены, что политика «геть від Росії» и «Росія винна у наших проблемах» ключ к украинскому успеху: «От такого безумного соседа надо держаться подальше. Это не фобия, а констатация факта и прагаматизм. «Прощай, немытая Россия», — это наша цель, оторваться, для выживания Украины».
Уже оторвались. Прямо как в фильме «Три плюс два»: «Клянёмся не бриться, не пить, не курить и остаться дикарями».