«Сегодня каждый украинец может и имеет возможность выпить фантастический кофе в Братиславе или улететь лоукостом в Варшаву, или посетить Венскую оперу», — торжественно писал президент Украины Петр Порошенко в своем Twitter по случаю введения безвизового режима между Украиной и Европейским Союзом 12 июня 2017 г.
Однако, согласно исследованиям Research&Branding Group (июнь 2017 г.), только 28% украинцев были хоть один раз заграницей. Из этого небольшого количества счастливчиков всего лишь 11% ездили с целью отдохнуть, остальные — на заработки или к родственникам.
Остался приблизительно один месяц лета. Что же все-таки изменилось в туристических предпочтениях украинцев после безвиза? Покорили ли они лазурный берег Монако и Ниццы или удовлетворились местными пляжами отечественных баз отдыха Железного Порта и Скадовска, памятуя о духе отечества, который «сладок и приятен»? Об этом читайте в нашем материале.
Одесса: дорого, плохо и без русских
Действительно, после крымской весны 2014 г. украинцы стали массово отказываться от отдыха в Крыму (в большей мере из-за запугиваний украинских властей и СМИ). Этой ситуацией не преминули воспользоваться оставшиеся рекреационные зоны: Одесса, Херсонская область и другие украинские курорты. В какой-то мере это дало свой результат.
Так, в июне прошлого года на трассе Киев-Одесса произошла крупная авария, и движение в сторону моря было заблокировано. Многочасовое ожидание в пробке и летний зной повысили нервный градус курортников и, чтобы добраться до южной Пальмиры, киевляне разбили отбойники и мчались по встречной полосе к желанному отдыху.
«Мы тогда ехали на семинар нашей фирмы, а заодно и провести выходные. Если честно, то я бы лучше не ехал. Гостиницу и завтраки нам оплатили, но в Аркадии (курортный район Одессы — прим. ред.) от цен был в шоке. Шаурма 100 гривен ($4), а обычное разливное пиво от 70 гривен ($3). С учетом того, что платили мне всего $200 в месяц, то весьма все был ощутим для меня этот «бесплатный» семинар», — говорит бывший менеджер киевской фирмы Сергей М.
Даже сегодня, после конкуренции еще и со стороны Европы — Одесса не сдается. По разным подсчетам, на выходные на двоих человек нужно приготовить не менее тысячи долларов. Например, сходить с девушкой в ресторан в центре города обойдется около $60, а сутки проживания в арендованной квартире — от $50 и выше.
Именно поэтому Одесса считается «отдыхом для богатых» и иностранцев. На улицах можно встретить как состоятельных украинцев, немцев, поляков, так и сторонников «Правого сектора»*. Это один из новых трендов сезона 2017 года. Последние, как правило, ошиваются в центре города недалеко от своего офиса. Они ярко выделяются характерной внешностью от молодежи с городских окраин и брендированными футболками.
«Раньше ехали массово россияне. Сейчас редко. На них в основном и был заработок. А сейчас это белорусы, киевляне и европейцы. Из Западной Украины немного, как об этом говорят. Я определяю по речи. На украинском языке у нас говорят преимущественно из Винницы и Николаевской области. Они на рынках овощами торгуют», — говорит одессит Владимир Д.
Да, заплатить за один день своего пребывания в «Жемчужине у моря» может весьма небольшой процент украинцев. Поэтому едут, либо на 2 дня, чтобы сделать фотографии для Instagram, или туда, где море помельче и цены пониже.
«Крым для бедных»
Эта область осталась единственной полноценной зоной отдыха на Украине, вместо ЮБК. Херсонщину омывают сразу два моря — Черное и Азовское. В регионе остались действовать еще советские пансионаты, которые «разбавлены» за время независимости частными отелями и подворьями.
«Мы планируем принять столько же туристов, как и в 2016 году: около 3,5 млн чел.», — заявил глава Херсонской ОГА Андрей Гордеев.
Сложно спорить о цифрах, но худо-бедно что-то делают. Так, в прошлом году провинциальный Херсон и центральные СМИ, типа «1+1», облетела новость о том, что на юг Украины пускают знаменитый поезд «Интерсити» (что-то наподобие российского «Сапсана»). Местные чиновники, СМИ и целый духовой оркестр в назначенное время пришли встречать белоснежного «инопланетянина». Вот и он на горизонте и шок.
К перрону подходит вместо воображаемого «Hyundai» самый настоящий советский дизель «ТЭ 10». По объяснению руководства «Укрзалізниці»: курортникам обещали именно «Интерсити», а не «Интерсити +», поэтому и дизель, а вагоны старые, но отремонтированные.
Стоимость отдыха здесь в разы ниже, чем в Одессе, что и привлекает основные массы украинских туристов. Так, от городской автостанции за
$5 на 1 человека можно, не только добраться до приморского Железного Порта, Скадовска иди других еще «советских» облагороженных евроремонтом по бюджетному варианту курортов, но и прокатиться на 30-летнем автобусе Scania или Volvo. Так сказать, местный аттракцион.
По приезду люди размещаются в частных домах и гостиницах. Стоимость проживания на 1 человека в поселке Железный Порт от 150 до 300 гривен ($6-12), а в селе Хорлы можно за 50-120 гривен ($2-3,5).
«Едут очень много из самого Херсона, Киева, а особенно из Западной Украины. Из России практически нет. Раньше было много. Наши, если честно, практически не оставляют чаевые и заказывают намного меньше. Хотя у нас и так очень низкие цены. Комплексный обед стоит не более
60 гривен ($2,3)», — рассказала официантка «Хуторка» из Железного Порта.
Несмотря на дешевизну, украинский отдыхающий старается готовить преимущественно самостоятельно. Так еще дешевле. Продукты покупают на рынках, где торгуют местные жители. Дешевизна продовольствия вызвана теми же факторами, что и в Турции: погода и логистика. По сути, нет транспортных расходов. Так, картофель стоит 6-10 гривен за 1 кг ($0,4), огурцы 8-12 гривен за 1 кг ($0,48), клубника 40 гривен за 1 кг ($1,6), куриное мясо 50-60 гривен за 1 кг ($2,4).
Да, это, конечно, не Ницца, но набережная в Железном Порту, тоже, длинная, фактурно изковырянная местными и приезжими, усеянная десятками кафе и ночных клубов: «Ямайка», «Стамбул», «Port-Royal» и ряд других экзотических названий, привлекая «яркими огнями» вывесок и своих, и чужих, дабы скрасить их ночной досуг. Заполняемость невысокая, т.к. средний чек выходит от 20-25 у.е.
«Курортный сезон 2017 года на Херсонщине можно охарактеризовать как очень хороший, высокий сезон <…> Заполняемость Геническа, Арабатской Стрелки, Железного Порта, Лазурного и Скадовска составляет 100%», — рапортует начальник управления туризма и курортов Херсонской области Татьяна Волынец.
Подтверждают слова чиновницы и система онлайн-покупки билетов «Приват», которая на ближайшую неделю (24-30 июля) либо не выдает свободных мест, либо буквально несколько мест и то — в плацкартных вагонах.
Украинизация курортов
Теперь уже в истории массовые поездки щедрых россиян на юг Украины. Хотя объективности ради стоит сказать, что к ним здесь до сих пор весьма теплое отношение. Правда, не у всех.
К примеру, известный местный евромайданщик, а ныне депутат областного совета Херсонской области Николай Ставицкий борется с «малороссийством» в туризме.
«Херсонская Набережная все больше становится похожей на какой-то «задрипаный» причал малороссийской губернии. Теперь при входе на Набережную херсонцев и гостей города встречает вот это чудо — баннер, где на русском языке приглашают на какой-то баркас», — поведал «патриот» на своей странице в Facebook, увидев русскоязычный баннер, который приглашал херсонцев и туристов на прогулки по Днепру.
На его донос сразу же отреагировало майданное руководство Херсона, которое оперативно сняло рекламу и принесло свои извинения.
Не унимается и местный ставленник Порошенко Андрей Гордеев, который стал самым молодым губернатором на Украине (1983 г.р.). Он периодически собирает местных «правосеков» и «ставицких» для поездок на границу с Крымом, где выкрикивает оскорбления в сторону россиян и заявляет, что «Крим — це Україна».
Последний раз дошло до комичного (март 2017 г.): десяток херсонских и киевских ряженных и чиновников подошли к границе с криками и оскорблениями. Шоу моментально прекратилось, как только вдалеке со стороны Крыма появился военный «Камаз». «Герои» прервали пение национального гимна и быстро разбежались по машинам.
Операция «поездка в Крым»
Пока местные чинуши устраивают показуху или ездят на заграничные курорты, украинцы вынуждены простаивать в многочасовых очередях, чтобы отдохнуть в Крыму или повидать родственников. Порой такая поездка выглядит похлеще, чем спецоперации КГБ или кадры из к/ф «ТАСС уполномочен заявить» (СССР, 1984 г.).
«Отец работает в одном из министерств. Во времена Ющенко мы получили землю в Крыму, а при Януковиче достроили свой отель. Как только бизнес начал развиваться, произошел Евромайдан. Теперь ездим в Крым вести бизнес, но всем говорим, что в Европу», — рассказывает киевлянин Артем К.
По его словам, заселяют их отель преимущественно россияне, хотя постоянные отдыхающие из Украины также составляют значительный процент.
«Когда ездил и июне в Крым, то полностью отключил телефон, чтобы ненароком не зачекиниться (от англ. слова сheck in — регистрироваться прим.ред.) где-то в соцсетях. По приезду выставил несколько фотографий с отдыха, но внутри отеля, а на улице с заретушированным задним фоном» — делится опытом своего путешествия киевский турист.
Максимально сократить количество туристов из «Незалежной» в Крыму стараются разными способами. Так, если в прошлом году киевское метро было обклеено рекламой «Отдых в Крыму», то в этом сезоне ее практически нет. Сработали угрозы «активістів».
Накануне «Сезона 2017» в украинском сегменте интернета была запущена информации о том, что всех отдыхающих украинцев в Крыму будут фиксировать в специальной базе наподобие «Миротворца», а затем применять определенные санкции (не уточнили какие).
Что в итоге?
По результатам социологического исследования Института Горшенина (июль 2017 г.), абсолютное большинство украинцев (76,9%) заявили о том, что не планируют никаких поездов в Европу, несмотря на безвизовый режим. Даже на средину июля количество «безвизовых туристов» не дошло и до 100 тысяяч человек. А вот только одну Турцию за 5 месяцев посетили более 316 тысяч украинцев, что равняется к более 60 тысячам человек в месяц.
Действительно, с зарплатой в размере в 7,5 тысяч гривен ($300) вряд ли можно позволить себе поездку в Венскую оперу, где только билет стоит не менее 100 евро или выпить кофе в Братиславе. Подсчитано, если туда ехать на автобусе, то даже такое экономтурне обойдется в сумму не менее $200-250.
Поэтому пока бьют рекорды пляжи Херсонщины, посещение «Стамбулов» и прямые репортажи в Іnstagram из Одессы по выходным. Про туристов из Украины в Крыму ничего сказать нельзя. Опасно.
* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»