Киевский транспорт: двойная «зрада» - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Киевский транспорт: двойная «зрада»

© © AMY / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0метро киев поезд станция поздняки
метро киев поезд станция поздняки
Читать в
ДзенTelegram
Как, на чем и за сколько ездят жители украинской столицы

Эта неделя ознаменовалась для украинцев и киевлян, в частности, двумя неприятными известиями: первое и самое неприятное — это подорожание метро до 5 гривен (20 центов).

Второй не лучшей новостью, хотя и не бьющей по карману, стало заявление американской Uber и российского холдинга Яндекс об объединении сервисов вызова такси. В свое время многие возлагали большие надежды на то, что американская компания займет отечественный рынок вместо «оккупантов». Получилось все с точностью наоборот.

Как восприняли эти новости, имеющие непосредственное отношение быту киевлян, жители стотлицы. Об этом далее в нашем материале.

Любовь и ненависть в метро

Киевское метро было открыто в 1960-м году (первые 5 станций). Этот вид транспорта по праву считается самым удобным и доступным. К примеру, цена проезда в Берлине 1,5 евро, а в Стокгольме 2,5 евро. Украинская такса в 20 центов выглядит весьма привлекательно, если не учитывать разницу в зарплатах между украинцами и европейцами.

Пока киевлянам и гостям столицы по карману передвигаться под землей, каждый из них может найти что-то свое, родное, на любой из 52-х станций. Для кого-то это память из детства, а кому-то напомнит его родной город.

Здесь, под землей, по сути, остался старый, добрый СССР. Тут тебе на станцию подходят знакомые до боли синие вагоны типа «Еж» и «Е», построенные на Мытищинском машиностроительном заводе, а тут, встречают и провожают на кассе те же добродушные тетеньки. Даже редких полицейских сложно отличить от минских или московских.

Хотя некоторые отличия все-таки присутствуют и не всегда приятные и понятные. Так, часть вагонов, которые были поставлены метрополитену с 2009-2013 годов российской лизинговой компанией, подверглись атакам вандалов. Таблички внутри части подвижного состава, где было написано «Сделано в России», закрашены фломастером, а в некоторых еще и дописано: «кацапи» или «окупанти».

Удивление приезжих также вызывает отсутствие усиленной охраны и металлоискателей. Несмотря на то, что в стране уже четвертый год, как уверяют власти, идет гибридная война — меры по усилению безопасности не приняты.

Однако раз в месяц метро традиционно «минируют». Так, 2 июля 2017 года СБУ задержало «террориста», который признался, что получал заказ на «диверсии» от своих кураторов. Конечно же, они оказались из России.

Дешевый недоступный транспорт

Несмотря на то, что очередное подорожание повысит цену проезда до рекордных 5 гривен — оно, все равно, остается дешевле, чем в 2013 году. Парадоксально, но экономически верно. Так, еще в 2013 году одна поездка обходилась в 25 центов (2 гривны) при курсе 
8 грн. за 1 дол и средней зарплате в 700-1000 дол. Отныне, цена, даже с подорожанием, — 20 центов при курсе 26 грн. за $1 и средней зарплате в $300-400.

Инфляция и курс доллара привели к тому, что даже средний класс на сегодня предпочитает своим «Маздам» и «Тойотам» метро. Не от лучшей жизни.

«Мне невыгодно с «Теремков» добираться на машине на работу на Политех (район Киевского Политехнического Института — прим. ред). Расстояние до работы 12 километров в одну сторону. В месяц это будет уходить у меня не менее 2000 грн. ($80) только на бензин. Ну, я мог это себе позволить раньше, а сегодня — это почти четверть от зарплаты. Метро — это всего 160 грн. в месяц ($6,4). Даже подорожание на 1 грн., хоть и неприятно, но еще терпимо», — рассказывает некогда заядлый водитель, а теперь рядовой пассажир киевлянин Роман.

В то же время настроения Романа, который живет вместе с родителями и не обеспокоен содержанием семьи, съемом жилья и многими другими бытовыми проблемами, — не разделяют многие его сверстники.

«Мы с мужем на двоих зарабатываем около 15 тыс. грн. ($600). Я в информагентстве, а он оператор на одном маленьком телеканале. Снимаем квартиру в Борисполе. Это $200. Ежедневно добираемся на работу 317-й маршруткой. Это 17 грн. (68 центов) и еще на метро до центра это 4 гривны (16 центов). За день на двоих туда и обратно это 42 грн. ($1,68). В месяц, чтобы только на работу добраться,- это 840 грн.($33,6). Повышение это будет ощутимо. Зарплата не растет», — сетует приезжая семья из Полтавы.

Пока, киевские семьи буду подсчитывать дополнительные расходы, руководство метрополитена будет подсчитывать свои прибыли. Сотрудник администрации КП «Киевский метрополитен», на условиях анонимности рассказал, что при нынешней аргументации повышения цены за проезд в метро (метро называют убыточным — ред.) — замалчивают доходы от рекламы.

Станции метро, прилегающая территория и даже сами корпуса вагонов — это рекламные плоскости. Советская инфраструктура стала источником миллионных заработков.

«Схема выстроена классическая, — говорит собеседник, — есть ряд крышуемых рекламных фирм, которые продают места под рекламу. Само коммунальное предприятие получает, по сути, 5-10%, а остальное «распиливается» между руководством и фирмами», — говорит сотрудник метрополитена.

Действительно, тема обогащения транспортной мафии неоднократно поднималась и до Евромайдана. Так, проверка Контрольно-ревизионного Управления (КРУ) выявила еще в 2013 году, что посредники продают рекламную площадь в 16-115 раз дороже, чем получает метрополитен.

Объективности ради, конечно, надо отметить и «зміни». Так, у метро, теперь, есть свой Twitter, а жетоны практически вытеснили карточками. Поменяли и схему-метро. Она сейчас разноцветная и на ней много различных дополнений. Например, нарисованы некоторые троллейбусные маршруты. Измененную схему широко презентовали и, даже, запатентовали (Госреестр патентов Украины № 32442) представители некоей организации «Агенти Змін».

Хотя еще буквально недавно основными изменениями подземки украинской столицы были новые станции метро: Выставочный центр (2011 г.), Ипподром (2012 г.) и Теремки (2013 г.). А вот, внесение изменений в навигацию происходило по причине добавления новых станций в реальной жизни, а не простого обновления картинок в вагонах.

А что же на поверхности?

То же, «зрада». Некогда обожаемый остатками среднего класса Uber продался «оккупанту». Еще в прошлом году, название этой компании упоминали с трепетом — ведь американский инвестор сулил кардинальные перемены в уровне сервиса и нанесении удара по гибридной агрессии Яндекс. Такси. Усиливали негатив к российской компании и обещанные американцами 1500 дол. зарплаты в месяц.

Само «такси» в украинской столице отсутствует. В классическом понимании таксомоторный сервис предполагает автомобиль для перевозки пассажиров с оплатой проезда по счетчику. Более того, есть ряд жестких требований, как к автомобилю, так и к водителю. Соответственно и цена от 2 евро за 1 км, а не целую поездку как на Украине.

Поэтому в украинских условиях неудивительно, что киевский извозчик — это неопрятный мужик в возрасте 40-50 лет, ездящий на «ДЭУ» отечественной сборки (по цене и качеству аналог ВАЗа). Правда, и просит он немного за свои услуги: $3-4 за поездку.

«А чего не работать? Машина не моя и можно «убивать». Хотя, я все равно аккуратен. Свои деньги я зарабатываю. Народ все равно ездит. Хотя, на чай уже не дают. Стипендия мизер, а тут реальные деньги», — говорит водитель Алексей С., а по совместительству студент Национального университета биоресурсов и природопользования.

По словам студента-водителя, работу ему предоставил предприимчивый сокурсник. Молодой бизнесмен занимается «перехватом» заказов у приложения Uklon (аналог Uber) через специальную программу, а автомобили (румынские Dacia) приобрел его отец.

Вообще, узнать, все-таки, сколько зарабатывают киевские таксисты сложно. Можно задать вопрос о $1000 зарплаты и посмотреть на реакцию водителя. При такой проверке становится понятно, что это большие для них деньги.

Действительно, транспорт в Киеве по сравнению с другими городами СНГ дешевый. К примеру, мой собеседник Алексей получил за свою работу $6 с чаевыми и был доволен. Для страны со средней зарплатой в $300 — соответствующий сервис и соответствующие такси.

Собственно, и украинский опыт «Uber» засвидетельствовал об этом. Так, через год вместо ожидаемых Мercedes и водителями, говорящими на основных языках мира, по вызовам от «Uber» стали приезжать уже знакомые «ДЭУ».

Требования компании к водителя упали неимоверно и соответствуют карману среднего украинца: «хорошее состояние автомобиля без повреждений и наличие ремней безопасности для водителя и 4 пассажиров».

А в это время

Пока цивилизованный мир развивается на основе экономической целесообразности на Украине пытаются это опровергнуть. Буквально накануне объявления о слиянии российской и американской компаний в украинской сети интернет появился видеоролик. На видео мужчины, называющие себя «Небайдужі» (рус. Небезразличные), вызвав «Яндекс. Такси» (работает на Украине через VPN — ред.), разбивают таксисту автомобиль.

Свою позицию «активисты» аргументировали тем, что «таксист работает на оккупанта». Наверное, поэтому в сделку о слиянии 2-х крупнейших собственников мобильных приложений для вызова такси — Украина не вошла. Хотя изрядно подпортила веру в американцев.

А подорожание цен на метро, где коррупционные схемы оцениваются в десятки миллионов долларов, не последнее. Вряд ли этому процессу будет способствовать закрашивание надписей «Сделано в России».

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала