Согласно ее заявлениям, новации должны разгрузить школьную программу, перевести ее на современный, европейский уровень. Так ли это на самом деле?
Сокращение предметов и переход на 12-летнее обучение.
Ключевой инновацией является масштабное сокращение программы путем взаимной интеграции школьных предметов. В данный момент их количество составляет 22, по замыслу авторов реформы остаться должно не более десятка. Так, алгебру и геометрию объединят в «Математику», история Украины и всемирная история тоже станут одним предметом. Химия, физика, биология, астрономия, экология и география превратятся в курс «Человек и природа» с преподаванием 3 часа в неделю, хотя ранее каждая из этих дисциплин по отдельности изучалась не менее 2 часов в неделю. Правоведение, экономика и «Человек и мир» интегрируются в курс «Человек и общество». «Под нож» могут пойти даже украинская литература, которая будет объединена с зарубежной литературой. Возможно, к ним добавят и украинский язык, получив, таким образом, предмет «Словесность». Единственным предметом, часы на который увеличат, будет физкультура. И отдельно введут уроки патриотического воспитания, где будут рассказывать о величии украинской нации.
При этом общий срок обучения искусственно растянут на 12 лет. Полное среднее образование будет поделено на начальное образование (1-4 класс), базовое среднее образование (5-9 класс); профильное среднее образование (10-12 класс). На последнем этапе, считающимся подготовкой к ВУЗу ученики самостоятельно выберут себе профиль: математический, гуманитарный или природоведческий. Впрочем, учитывая такое масштабное сокращение программы, совсем неясно, как будет реализовываться «профильное» обучение и многие критики указывают, что 12-летка может превратиться в «протирание штанов» за школьной партой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Хакеры разместили эротические фото на сайте Минобразования Украины
Еще одним существенным аспектом реформы является насильственная украинизация: преподавание должно вестись только на украинском языке. А языки нацменьшинств, к которым относят и русский язык останутся лишь в младших и немного в средних классах.
Это приведет к полному исчезновению русскоязычных школ и классов, а также школ для национальных меньшинств. Подобные нововведения противоречат ст. 10 Конституции, гарантирующей «свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств» и ст. 53, которая дает нацменьшинствам «право на обучение на родном языке или на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях».
Если депутаты парламента утвердят проект, то ущемленными в своих правах будут не только значительное большинство русскоязычных украинцев, но и компактно проживающие представители других народов (болгары Бессарабии, венгры Закарпатья, румыны Буковины).
Невыясненным пока до конца остается вопрос, как отразится сокращение программы на учителях, многие педагоги опасаются череды увольнений. Предполагается, что все учителя должны будут пройти процедуру «сертификации», подтвердив свою профпригодность, после чего им повысят зарплату. Критики полагают, что подобное может привести к уходу наиболее квалифицированных педагогов и кадровому дефициту. В Минобразовании хотят предусмотреть зарплату учителям не менее 4500 грн, а на образование выделять не менее 7% ВВП. Но денег на такие расходы нет, что признали в Минфине. Но премьер-министр Гройсман выражает большой оптимизм и надеется на внешние заимствования.
«Чтобы сделать полноценную реформу образования нам нужно 87 млрд грн. Мы будем всё делать для того, чтобы найти эти средства как внутри страны, так и из внешних источников. Наша задача делать реформу образования. Мы без неё не сможем двигаться вперёд. Образование — инвестиция в наших детей и молодежь. Это лучшее, что мы должны сделать», — сказал премьер.
Идеи реформаторов сильно раскритиковали в Национальной академии наук, особенно касательно уменьшения преподавания естественнонаучных дисциплин.
«Это приведет к дальнейшему падению общего интеллектуального уровня выпускников, уменьшению потребности в учителях по данным предметам, а в дальнейшем — к снижению количества аспирантов, научных и научно-педагогических работников, что может вызвать упадок отечественной науки и системы высшего образования. Внедрение этих новшеств также повлечет за собой массовые увольнения школьных учителей естественных дисциплин, а это приведет к "полной деградации кадрового потенциала образовательной сферы"», — говорилось в письме НАНУ, опубликованном еще весной этого года.
«С грехом пополам детей хоть учили физике и химии. Теперь это лишнее. Как в гимназиях 18 века будут преподавать естествознание и словесность. И это неизбежно. Если в основе государственности лежат национальные идеи двухсотлетней давности, а их носители рядятся в этнографические рубахи, то архаизация образования наступит», — считает экс-депутат Одесского горсовета Игорь Димитриев.
Таким образом, реформа школьного образования приведет к деградации школы как таковой и существенному уменьшению умственного потенциала учеников, главное больше «патриотизма». Видимо, образованные и думающие люди не нужны стране, которой уготовили роль «аграрной сверхдержавы».