Напомним, что 30 июня этого года в итальянском городе Болонья был арестован итальянский гражданин украинского происхождения Виталий Маркив. Итальянское правосудие обвиняет его в причастности к убийству журналиста Андреа Роккелли, которое произошло в Донбассе, под Славянском 25 мая 2014 года. Вместе с последним погиб и российский правозащитник Андрей Миронов.
Известно, что Маркив после начала войны в Донбассе пошел добровольцем в зону АТО и служил в одном из спецподразделений под Славянском в то время, когда и был убит итальянский журналист (существуют свидетельства, что гибель наступила в результате целенаправленной стрельбы из гранатометов со стороны украинских военнослужащих по Роккелли).
Также выяснилось, что еще в 2014 году после Евромайдана Маркив оформил украинское гражданство. Он был арестован, когда приехал из Украины навестить свою мать. В настоящее время он содержится в тюрьме в 50 км от Милана.
Украинская сторона в лице советника министра внутренних дел Антона Геращенко после сообщения об аресте обвинила Россию в том, что она причастна к задержанию Маркива.
Ukraina.ru попросила журналиста Джульетто Кьеза рассказать, как в итальянском обществе восприняли этот арест.
-Как в итальянской прессе освещается арест Виталия Маркива?
— Есть несколько итальянских следователей, которые тщательно изучили все материалы, поступившие к ним по этому делу. На основании собранной информации они обвинили Виталия Маркива в причастности к убийству итальянского журналиста Роккелли. У итальянской полиции есть очень серьезные улики против него.
Однако отклик в итальянской прессе на это дело практически нулевой. Да, есть определенный резонанс, но большие газеты ничего об этом не написали.
Объяснение этому довольно простое: Маркив лично участвовал в боях в Донбассе, а те, кто владеют этими газетами, не хотели бы, чтобы простой человек знал, что там происходит.
Итальянское правительство, конечно, не вмешивается в работу прессы — СМИ не запрещают писать и говорить о войне в Донбассе. Просто владельцы и руководство больших газет стоят на проамериканских, атлантистских позициях, поэтому они не хотят подробно рассказывать, что там происходит.
После Евромайдана Украина практически ушла из итальянской информационной повестки, а единственное упоминание об Украине — это повторение как мантры тезиса, что Россия аннексировала «украинский Крым». И всё.
В общем, газеты молчат. Из-за этого уровень информации о войне в Донбассе в Италии практически нулевой. Так что итальянское общественное мнение не в курсе этой войны.
Если даже что-то проскакивает в прессе об АТО, то последняя подается, как обычная полицейская операция против русских сепаратистов. Рядовые итальянцы не знают, что в Донбассе применялась авиация, танки и минометы, поэтому они не понимают, что там идет война.
Судите сами, три дня назад в Италию приезжала делегация из Донбасса. Она провела пресс-конференцию и объяснила, что происходит в этом регионе. Там говорилось и об убийстве Роккелли. На пресс-конференции присутствовал телеканал Pandora TV.it, но ни одной газеты там не было. Это показательно.
-В России в свое время осудили украинскую военнослужащую Надежду Савченко, которую обвинили в причастности к убийству в 2014 году на территории ЛНР двух российских журналистов — Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Как в итальянских СМИ освещался суд над Савченко?
— Никак. Об этом суде в Италии не знают. Его освещение практически отсутствовало в прессе.
-Роккели был известным журналистом в Италии?
— Нет. Он был способным журналистом, но он был фрилансером: искал и публиковал информацию посредством интернета и социальных сетей. Она не публиковалась большими газетами. Поэтому он был не очень известным журналистом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Наемник ВСУ арестован в Австрии по обвинению в военных преступлениях в Донбассе
-Скажите, согласно итальянским законам, даже если не будет доказана вина Маркива в причастности к убийству Роккелли, его могут привлечь к уголовной ответственности просто за то, что он, итальянский гражданин, воевал в Донбассе?
— Да, могут. Он, воюя в Донбассе, нарушил итальянский закон, который запрещает итальянским гражданам участвовать в войнах за пределами Италии, если их туда не отправило итальянское правительство.
Так что у него могут быть два обвинения: первое, просто участие в войне в Донбассе, и второе, убийство итальянского гражданина, а это очень серьезное обвинение. По нему он может получить не менее семи лет. Раз итальянские власти обвиняют его в этом, то это уже, поверьте, не шутка. Для него все это может иметь серьезные последствия.
-А были ли еще прецеденты, когда итальянское правосудие привлекало к ответственности итальянских граждан, которые воевали по обе стороны фронта в Донбассе?
— Нет, до этого подобных случаев не было. Были итальянцы, воевавшие на стороне ДНР и ЛНР. Они также нарушили итальянский закон, запрещающий, как я уже говорил участие итальянцев в других войнах, но против них не было достаточных улик. Может, их имена известны итальянским спецслужбам, но никто из них не находится под судом. К тому же они не убивали итальянских граждан.