После недавней встречи Владимира Путина с предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилием, то есть первого визита руководителя Российского государства в резиденцию главы веками гонимой ветвью православия, старообрядчество оказалось в центре пристального внимания общества и прессы. Некоторые даже усматривают в возрождении старообрядчества некий спасительный путь к возрождению духовности нации. Естественно, затронули эти процессы и недавно присоединённый к России Крым.
Общеизвестно, что церковный раскол в Русском государстве произошёл ещё в середине XVII века, когда часть верующих воспротивилась церковной реформе патриарха Никона и отказалась подчиняться церковной и светской власти, обвиняя их в святотатстве и поругании основ Святой Руси. Десятки тысяч староверов уходили от власти царей за Урал, на север, на юг и даже за море, сохраняя в неприкосновенности свои верования и быт. Расходясь в официальной церковью в толковании некоторых догматов, старообрядцы настойчиво придерживались нравственных основ христианства — трезвого образа жизни, общинного трудолюбия, сознательной многодетности. Даже брадобритие у мужчин воспринималось и воспринимается ими как противоестественное стремление к женственности, что противоречит Божеским законам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Степашин: Киев захватил Александровское подворье в Иерусалиме
После многих десятилетий гонений постепенно отношения между официальной церковью и староверами смягчились, а в 1971 году Поместный собор РПЦ окончательно признал все дониконовские обряды, принятые у староверов, в том числе и знаменитое двоеперстие, «равночестным и равноспасительным» — наравне с троеперстием. Среди других остающихся различий использование староверами восьмиконечного распятия, написание «Исус» вместо «Иисус», проведение крестных ходов по солнцу, а не против, и тому подобные догматические различия.
Присущее староверам трудолюбие — как одна из форм служения Богу — привело к тому, что из среды старообрядческого купечества вышли многие знаменитые и богатые фамилии России: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и прочие, в частности, старообрядец-меценат Николай Губонин, фактически основавший нынешний Гурзуф. Однако давние утесненения царской и потом советской власти привели к тому, что множество староверов оказались разбросаны на всей планете (вплоть до Латинской Америки и Австралии) сохраняя, однако, в неприкосновенности и свой русский язык, и любовь к своей большой Родине. А в самой России сегодня насчитывается, по разным оценкам до полутора до трех миллионов старообрядцев.
В Крыму староверы появились в XVII веке, бежав от гонений в тогдашние владения крымских ханов. А по первой Всероссийской переписи населения, то есть в 1897 году, в Таврической губернии было учтено почти 14 000 старообрядцев. Наиболее известное их поселение на полуострове называлось Мама Русская — ныне село Курортное близ Керчи. В 1913 году в этом селе была построена каменная церковь во имя Рождества Богородицы, которая до сих пор остаётся одним из главных храмов староверов в Крыму.
После воссоединения Крыма с Россией жизнь старообрядцев на своей старой-новой Родине получила новый импульс. Впервые в истории Крым посетил с визитом предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви. Преосвященный Корнилий принял участие в освящении Введенского храма, который находится в самом центре Симферополя, на улице Сергеева-Ценского — до этого староверы Крыма десятилетиями молились на частных квартирах. Так же заложен новый храм на Южном берегу Крыма, что стало ещё одним признаком возрождения церковной жизни староверов на полуострове.
«Будущий храм во имя апостолов Петра и Павла основан недалеко от Медведь-горы на живописном склоне, который некогда был фруктовым садом… Исторически в этих местах находились древний монастырь и старообрядческие моленные», — сообщает пресс-служба Старообрядческой Церкви. Община планирует организовать здесь духовно-паломнический центр, работы по созданию которого начаты на средства благотворителей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СБУ приравняла финансирование УПЦ к поддержке госпереворота
Сегодня староверческая община Крыма насчитывает несколько сотен верующих. И у неё есть все шансы усилить своё влияние — особенно за счёт той пассионарной части верующих, что сознательно готова взять на себя строгое соблюдение всех христианских предписаний и которых ранее перехватывали тоталитарные секты иностранного происхождения. Староверы — напротив — являются носителями веками пронесённого древнего, чистого русского Православия. Упорство и трудолюбие являются их отличительными, можно сказать, родовыми чертами, а возрождать в Крыму много чего нужно. Как и по всей России.