Об этом в интервью Ukraina.ru рассказал директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Валентин Землянский.
Он прокомментировал недавние сообщения о том, что украинский «Нафтогаз» и российский «Газпром» продолжают переговоры на нейтральной территории по суммам взаимных претензий в споре по контракту на поставки газа, а также рассказал о своем видении перспектив разрешения российско-украинского газового спора.
- Обсуждение суммы взаимных претензий между «Газпромом» и «Нафтогазом» — каков будет их итог?
— Могут прийти к какой-то сумме, могут не прийти. Тем более, Газпром уже заявил, что будет подавать апелляцию на решение арбитража. Боюсь, никто однозначно не скажет, чем закончатся переговоры. К сожалению, у нас это вопрос, который лежит в политической плоскости, поэтому тут экономика бессильна.
- Апелляция Газпрома — каковы шансы на успех в суде, и как это примет Украина?
— Дело длинное, мы понимаем, что это все откладывается еще на полтора-два года, пока будет принято окончательное решение и пройдут все апелляции. Это очень долгая история, и чем она закончится, никто не возьмется говорить.
Я думаю, что вся ситуация с судом — просто пролонгация принятия окончательного решения, затягивание процесса до того момента, пока не будут приняты кардинальные политические решения во взаимоотношениях между Киевом и Москвой. Пока не придут к какому-то общему знаменателю по вопросам Востока Украины, Крыма, взаимной торговли.
Ситуация примерно аналогична с долгом по еврооблигациям на $3 млрд — дело, которое, думаю, будет еще очень долго рассматриваться в судах, в арбитражах. Решение всех этих вопросов находится в политической плоскости, в политическом урегулировании.
- Спустя два года закончится действие газовых соглашений между Газпромом и Нафтогазом. Что будет с новыми контрактами, не превратится ли украинская транзитная газовая труба в груду металлолома?
— За два года многое может поменяться. Мы не понимаем, как будут развиваться проекты северного и турецкого потоков, насколько интенсивно они будут реализовываться, какая будет ситуация на европейском газовом рынке, какая экономическая ситуация будет внутри Украины к 2019 году.
Сейчас все прогнозы относительно того, как будет развиваться ситуация в эти 2 года, выглядят как гадания на кофейной гуще. С учетом того, что у нас практически каждую неделю диспозиция меняется, всплывают какие-то новые факты. Еще никто не видел промежуточного решения Стокгольмского арбитража, стороны играют словами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Bloomberg: Германия пристрастилась к российскому газу
Поэтому пока есть понимание того, что чем выше будет градус накала в конфликте между Россией и Украиной, тем активнее Россия будет продвигать реализацию обходных газопроводов, обходных транзитных маршрутов.
И, соответственно, обратный процесс — чем теплее будут отношения, тем проще будет говорить об экономике. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить, как развивались отношения России с Грузией с 2008 года. Я вижу приблизительно такой же сценарий, только в плоскости газового спора.