Крым это не только теплое море и живописные горы, но и сотни уникальных музеев. После воссоединения Крыма с Россией многие из них возрождаются в самом прямом смысле этого слова: реставрируется Воронцовский дворец-музей, замок Ласточкино гнездо, Генуэзская крепость. Однако ежедневно в музеях происходит кропотливая работа — хоть и невидимая глазу туриста, но чрезвычайно важная для специалистов. Так Севастопольский художественный музей им. Крошицкого впервые за долгое время получил финансовые средства для закупки новых картин для своей коллекции.
Севастополь традиционно привлекает туристов своими многочисленными историческими памятниками. Всему бывшему Советскому Союзу известны заповедник Херсонес, панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.», мемориалы на Малаховом кургане, Братском кладбище, памятник Затопленным Кораблям. В этом ряду знаменитых достопримечательностей незаслуженно остаётся в тени Севастопольский художественный музей имени Михаила Крошицкого.
Коллекция севастопольского музея по своему разнообразию и охвату эпох лучшая в Крыму. Она начала формироваться ещё в двадцатых годах прошлого века на основе национализированных коллекций известных меценатов Москвы и Петрограда и имений Южного Берега Крыма. При организации музея учитывалось, что создаваемая коллекция должна вызывать — как сказано в исторических документах — интерес у севастопольских «красноармейцев, военморов, рабочих, учащихся», а также «приезжих из Москвы, Ленинграда, других мест Союза — экскурсантов, бывавших в музеях». Соответственно, нужен «материал выше среднего качества, относящийся к отечественному искусству второй половины XIX — началу XX веков», но картины должны подбираться «связанные по сюжету с Крымом и произведения художников, связанных с Крымом своей личностью». Собрание музея включало в себя полотна И. Айвазовского, К. Коровина, И.Шишкина, И. Левитана, В. Верещагина и других. Центральные музеи и специальные закупочные комиссии, в свою очередь, подкрепили фонды новой галереи работами В. Тропинина, И. Репина, А. Куинджи, К. Сомова, В. Серова, Н. Рериха, И.Грабаря, В. Поленова.
Особой заботой стало спасение художественных шедевров во время Великой Отечественной войны. Директор музея Михаил Павлович Крошицкий совершил настоящий подвиг, организовав в сложнейших условиях осады Севастополя эвакуацию более 1300 экспонатов, в одиночку сопровождая коллекцию в тринадцатимесячном путешествии, оберегая её в долгом пути через Кавказ и Среднюю Азию до Томска. Потому в 1991 году благодарные севастопольцы официально назвали свой художественный музей именем этого подвижника.
Сегодня музей находятся в самом центре города, на Приморском бульваре, в красивейшем дореволюционном здании — одном из немногих сохранившихся после войны. Коллекция музея насчитывает более 10 000 предметов: от шедевров итальянского Возрождения и «малых голландцев» до прекрасной подборки произведений русского искусства, включая (кроме вышеперечисленных) работы Г. Семирадского, И. Крамского, С. Судейкина и многих других. Однако, после задержанной в Голландии выставки скифского золота из крымских хранилищ, музей осторожен с вывозом своей замечательной коллекции в другие регионы, не говоря уже о зарубежных выставках. Самый надёжный способ увидеть её — это посетить сам Севастополь.
Тем более, что сейчас музей переживает своё второе рождение. После воссоединения Крыма с Россией, впервые за долгое время власти начали выделять деньги на реставрацию и даже закупку художественных произведений для коллекции музея. К 90-летию музея меценаты передали в дар 77 художественных работ второй половины прошлого века. В прошлом году состоялась грандиозная выставка из собраний Государственного Исторического музея, на которой экспонировались художественные произведения IX-XIX веков. За государственный счёт изданы два богато иллюстрированных научных каталога дореволюционной русской живописи и графики, в которых музей давно нуждался.
Будучи в Крыму (где и в этом году несомненно побывают множество туристов из Украины), непременно посетите этот удивительный музей. Тоже своего рода памятник — и вдохновению гениальных художников, и мужеству человека, спасшего коллекцию во время войны, и символ возрождения нынешних времён.