Командование иракской армии объявило, что город Мосул полностью освобожден от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещена в РФ). Эта победа важна не только со стратегической, но и с символической точки зрения: именно в Мосуле глава ИГ Абу Бакр аль-Багдади в 2014 году провозгласил создание «халифата».
«У ИГ больше не осталось ни одного района в Мосуле. У боевиков нет другого выхода, кроме капитуляции. Присутствие ИГ в Ираке закончилось навсегда»,- говорится в заявлении иракских военных, которое цитирует телеканал Sky News Arabia. В эфире показали главную мечеть Мосула, над которой развевался иракский флаг. Кадры сопровождались титром «Псевдогосударство рухнуло: освобождена мечеть ан-Нури».
На прошлой неделе было объявлено, что боевики ИГ взорвали это культовое сооружение XII века, которое расположено в старой части Мосула. Именно в этой мечети в июне 2014 года лидер боевиков Абу Бакр аль-Багдади объявил о создании «халифата». При этом Мосул террористы тогда назвали своей иракской столицей. Комментируя разрушение мечети, генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова заявила о «культурной и человеческой трагедии». «Мы должны защищать культурное наследие для того, чтобы защищать людей»,- отметила она.
Напомним, операция по освобождению Мосула началась в октябре прошлого года. Поддержку правительственной армии оказывали шиитские ополченцы, курдские отряды и силы международной антитеррористической коалиции, возглавляемой США. Собеседники "Ъ" в Мосуле отмечали, что при штурме города военные столкнулись с целым рядом трудностей. «В Мосуле, особенно в Старом городе, очень узкие улицы, шириною иногда не более метра. Бронетехника не может по ним передвигаться. Есть и еще одна особенность: в городе много непрочных, хлипких строений. Когда по ним открывают огонь, дома часто рушатся, погребая под собой жителей»,- заявил "Ъ" житель Восточного Мосула Мухаммед Х., попросивший не называть его фамилию.
Мосул был последним крупным оплотом ИГ в Ираке. В Сирии таковым остается Ракка, наступление на которую также развивается. Именно этот город считается столицей ИГ. Вместе с тем 16 июня агентство Associated Press сообщило: после начала осады Мосула и Ракки силами западной коалиции лидеры «Исламского государства» бежали в город Меядин в 70 км от сирийско-иракской границы и управляют самопровозглашенным халифатом оттуда.
«Взятие Мосула — это крупный успех. Еще более значимым будет взятие Ракки. Но и оно не будет означать того, что ИГ разгромлен»,- заявил "Ъ" старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. По словам эксперта, «ИГ сохранил боеспособные отряды, которые рассредоточились и передислоцировались за время такой длительной осады Мосула».
«Сейчас они плавно переместятся в Сирию. А затем, после взятия Ракки, под угрозой окажутся другие районы — например, Иордания»,- отметил господин Сотников. Он добавил, в рядах ИГ остается от 15 до 50 тыс. активных бойцов, «а если брать и сочувствующих, то это число дойдет до 100 тыс. человек».
Павел Тарасенко