Жители сразу нескольких густонаселенных районов Киева — Оболони, Троещины, Куреневки, Лесного массива и Воскресенки — проводят июнь без горячей воды, а в перспективе им, возможно, придется провести без теплого душа все лето. «Киевэнерго» уже вполне официально заявило о том, что в некоторые массивы будут лишены горячей воды до начала отопительного сезона, которые начинается в конце сентября. И если поначалу представители компании объясняли этот кризис обычными плановыми профилактическими работами на водопроводных сетях, то сейчас в «Киевэнерго» открыто признают, что отключение связано с накопившимся долгом «перед «Укртрансгазом», который составляет 370 миллионов гривен.
«Уктрансгаз» уже подтвердил эту версию со своей стороны. Как оказалось, накануне «Киевэнерго» обещало хотя бы частично рассчитаться в начале месяца за эту задолженность. Однако, денег не было — и, в итоге в «Уктрансгазе» снизили до минимума давление газа, который поставляется на столичные ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6. После чего «Киевэнерго» прекратило забирать газ для ТЭЦ-6. Можно не сомневаться, что кампания отключила бы от газа и вторую ТЭЦ — однако, она обслуживает «центровой» Печерск, со всеми расположенными на нем учреждениями государственной власти. И если проблемы жителей оставшихся без горячей воды окраин совершенно не заботят чиновников и бизнесменов, то Петр Порошенко явно не понял бы, если бы она вдруг пропала у него на Банковой.
Главной жертвой этого двойного шантажа стали обыкновенные киевляне, из которых пытаются выбить долги за коммуналку. Известно, что эта потребительская задолженность постоянно растет — на начало лета достигала почти 5 миллиардов гривен, причем, этот долг делят между собой рядовые потребители, государственные учреждения и государство, которое не спешит компенсировать положенные льготникам субсидии. «Долг Киева за тепло на 1 июня достиг 4,8 млрд грн. Из них 1,3 млрд грн — долг государства за льготы и субсидии, 790 млн грн — некомпенсированная разница в тарифах за прошлые годы», — говорится в заявлении «Киевэнерго».
Среди должников — ведущие учебные заведения столицы Украины, больницы и медицинские центры, учреждения социальной сферы, офисы правоохранителей, и даже суды. Так, в списке должников лидируют Киевский национальный университет им.Т.Шевченко, национальный научный центр радиационной медицины НАНУ, Институт педиатрии, акушерства и гинекологии НАН Украины, НТУУ «Киевский политехнический институт», Институт нейрохирургии, Национальная библиотека Вернадского, Главное управление Нацполиции в Киеве, Главное управление ГСЧС в столице, и одно из подразделений структуры Минобороны.
Фактически, государство выказало неспособность поддерживать нормальную работу самых важных объектов системы социальной инфраструктуры, без которых не может существовать и развиваться современное государство. По факту, это тяжелое наследие тоталитарного советского режима оказалась как бы не нужным, или непосильным для декоммунизированной страны, ставшей на твердый путь радикальных европейских реформ.
Не лучше и положение рядовых граждан. «За последний год у более 60% опрошенных ухудшилось материальное положение, у 30% оно не изменилось, только у 6% — улучшилось, 2% — не определились с ответом. Более 60% опрошенных не под силу оплачивать счета за жилищно-коммунальные услуги, 35% могут их оплачивать, еще 3% не определились", — говорится в опубликованном на днях исследовании социологической группы «Рейтинг». Общий внутренний долг за ЖКХ уже превысил миллиард долларов. Все понимают, что у людей нет никаких реальных возможностей выплатить совершенно неподъемный для них долг, который сформировался в результате постоянного роста коммунальных тарифов, которые поднимали по требованию МВФ на фоне такого же постоянного роста инфляции и безработицы. При этом, судя по тенденции последних месяцев, государство и «Киевэнерго» пытаются оставить украинцев без компенсаций, стараясь экономить на льготниках. Компания совершенно случайно «забывает» включать данные по льготам в платежки, а Кабмин не торопиться компенсировать их для производителей.
Над этой ситуацией не преминул поиронизировать Путин: выступая во время горячей линии, он заявил, что средний уровень заработной платы на Украине упал с $450-460 в месяц до $251, а стоимость газа выросла как минимум втрое: «Горячая и холодная вода выросла, соответственно, на 200%, пенсии упали на минус 45%. Что касается санитарных соображений, если так дело дальше пойдёт, то у многих людей на Украине могут возникнуть вопросы гигиенического характера. Насчёт того, кто там умывается, где и сколько, будет большой вопрос».
Эта совершенно ненормальная, уродливая ситуация, которая стала прямым последствием реформаторских инициатив власти, представляет собой порочный круг, разорвать который в нынешней ситуации попросту нельзя. Украинцы, которые не имеют постоянной работы или получают за нее мизерную зарплату, массово отказываются платить коммуналку, государство не выделяет на это средства из пустого бюджета, и в результате, оказавшееся в долгах «Киевэнерго» отключает горячую воды, чтобы сэкономить на газоснабжении за счет все тех же потребителей. А это серьезным и весьма неприятным образом сказывается на качестве их жизни.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Горячая вода становится для украинцев роскошью
До каких пределов может дойти этот порочный процесс, который представляет собой один из элементов общей тенденции архаизации и деградации экономики и социальной сферы? Примером этого может служить также осчастливленная реформами Грузия, где за минувшие годы была постепенно ликвидирована значительная часть системы тепло и водоснабжения. Жители домов, которые были не в состоянии платить явно не соответствующих реальному уровню их доходов коммуналку массово отключались от этих сетей — или их отключали от них за накопившиеся долги. Некоторые старались экономить на свете и газе, используя печки-буржуйки и лампочки-керосинки, или минимизировать расходы, отапливая только одну комнату в квартире.
В свою очередь, хронические задолженности неоднократно приводили в ликвидации разорившихся объектов системы образования, соцобеспечения и медицины, которые уступали место коммерческим учреждениям, недоступным для множества рядовых грузин. И эта ситуация, в общем, не волновала ни международную общественность, ни местные власти, которые всеми силами старались сбросить с плеч государства бремя социальных расходов и коммунального хозяйства советских времен.
Что-то похожее происходит с началом кризиса в некоторых странах ЕС — таких, как Греция, Болгария или Румыния, и, в общем-то, не является новшеством и для Украины, где министр социальной политики еще год назад совершенно открыто призвал граждан переходить на отопление дровами. Однако, положение дел в столице Украины до недавнего времени выгодно отличалось в этом смысле от проблемной периферии. Так что ситуация, когда тысячи киевлян останутся без горячей воды с конца мая до конца ноября, безусловно, знаменует собой то, что коммунальный и социальный кризис начинает переходить на новый качественный уровень, и оазисов зыбкой стабильности будет все меньше и меньше. Они будут концентрироваться в местах вроде Печерска — где, собственно, и находятся те, кто несет прямую ответственность за разорение украинцев.