Медведчук: Украине нужен реальный план спасения ГТС - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Медведчук: Украине нужен реальный план спасения ГТС

Читать в
ДзенTelegram
Газотранспортная система Украины - одна из немногих естественных монополий государства с огромным транзитным потенциалом - сегодня переживает не лучшие времена

 А в 2019 году она вообще может полностью потерять свое значение для европейского энергорынка. Однако украинские власти, хорошо осведомленные об этом факте, реальных мер для спасения ГТС страны не принимают, подменяя их пустыми популистскими прожектами. Так, с целью сохранения транзита российского газа через территорию Украины НАК «Нафтогаз Украины» выступил с забавной инициативой. Речь идет о том, чтобы предложить ПАО «Газпром» огромную скидку за транспортировку российского газа через территорию Украины, но на определенных условиях, больше всего напоминающих классическое «утром — деньги, вечером — стулья».

Коммерческий директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко в интервью информагентству DPA назвал следующую схему: до 2019 года, когда должен быть запущен трубопровод «Северный поток-2», ПАО «Газпром» должно оплачивать транзит по крайне высокому тарифу, включающему ускоренную амортизацию украинской ГТС. Для российской компании это будет означать трехкратную переплату по сравнению с действующим тарифом. За четыре года эта разница составит  $16 млрд. Да еще и при условии, что «Газпром» гарантирует загрузку украинской ГТС в объеме 110 млрд куб. м в год на долгосрочный период после 2019 года.

Дополнительные $16 млрд, которые хочет получить Киев, несомненно лягут на плечи потребителей. Это не устроит ни Россию как поставщика, ни ЕС как основного покупателя российского газа. Сама сложность схемы, предлагаемой Украиной, огромный разброс цен сейчас и через два года говорят о том, что чиновники «Нафтогаза» исходят из политических приоритетов и «бухгалтерских резонов», направленных на маскировку сверхприбылей украинского монополиста, игнорируя реалии давно сложившегося европейского рынка энергоносителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Нафтогаз» против «Газпрома»: пиарова победа Киева

В «Газпроме» на ситуацию смотрят иначе: там уже заявили, что не намерены отказываться от транзита газа через Украину после ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2», однако объемы голубого топлива будут снижены примерно в шесть раз. Об этом ранее говорил председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер в интервью Reuters. «Мы готовы к переговорам. Однако мы можем говорить о гораздо меньших объемах, возможно, около 15 млрд куб. м в год для стран, которые граничат с Украиной», — отметил он. Это фактически приведет к потере объемов транзита газа и повлечет за собой значительные экономические последствия и банкротство НАК «Нафтогаз Украины».  

Отмечу, что в 2016 году объемы транзита природного газа через украинскую газотранспортную систему для европейских потребителей составили 82,2 млрд куб. м. По сравнению с 2013 годом объемы транзита сократились на 3,9 млрд куб. м газа. Пропускная мощность украинской ГТС — 288 млрд куб. м на входе и 178,5 млрд куб. м на выходе в год, в том числе в страны ЕС — 142,5 млрд куб. м, в Молдову — 3,5 млрд куб. м.

После 2019 года Украина рискует потерять доходы от транзита до 70 млрд куб. м газа ежегодно. И это при том, что ГТС, транспортирующая менее 60 млрд куб. м в год, будет приносить одни убытки.

Антироссийская истерия и политическая нестабильность, наблюдающаяся не первый год, привели к запуску ряда маршрутов в обход Украины: суммарная проектная мощность «Северного потока» и нового проекта «Северный поток-2» составит 110 млрд куб. м газа в год, а мощность первой и второй ниток «Турецкого потока» — по 15,75 млрд куб. м каждая. Это гораздо больше нынешних объемов транзита газа через Украину, которая может полностью потерять свой транзитный потенциал. В случае полного прекращения транзита российского газа в страны Евросоюза по ГТС Украины наша страна потеряет порядка $2 млрд в год, а стоимость ГТС снизится в пять раз.

К тому же проблемы с транзитом газа неизбежно скажутся и на потреблении импортируемого газа. На сегодня Словакия является главным поставщиком реверсного (российского) газа в Украину. В случае потери транзита газа Украина потеряет и ту часть российского газа, которую мы получаем реверсом из Словакии.

А ведь именно рост цены на газ является одной из самых серьезных проблем, с которыми столкнулись граждане Украины в последние годы. Именно рост цен на газ на 950% повлек за собой рост тарифов и на другие услуги ЖКХ. В Движении «Украинский выбор — Право народа» подсчитали, что в 2014-2017 годах тарифы на отопление выросли на 1133%, на горячее водоснабжение — на 559,2%. Как видим, именно увеличение цены на голубое топливо спровоцировало рост тарифов и на тепловую энергию, и на горячее водоснабжение. По сравнению с 2013 годом средние начисления за услуги ЖКХ выросли в шесть раз — до 1462,5 грн, а задолженность населения за услуги ЖКХ увеличилась в 2,4 раза и уже достигла 29,4 млрд грн. Уровень оплаты «коммуналки» населением сократился на 32,4% — до 62,6%, а количество семей, не способных самостоятельно оплачивать «коммуналку» и вынужденных просить помощи у государства, за последние годы увеличилось в 4,4 раза — до 7,5 млн.

В этих условиях единственно возможным механизмом по сохранению газотранспортной системы Украины является создание трехстороннего консорциума по управлению газотранспортной системой страны. Сохранить газотранспортную систему Украины после 2019 года реально только в том случае, если к управлению ГТС будут привлечены все три участника данного процесса, а именно: Россия как поставщик, Украина как транзитер и страны Евросоюза как конечный потребитель голубого топлива. Передача консорциуму в управление ГТС Украины позволит привлечь к управлению необходимые структуры всех трех участников и найти оптимальный баланс в российско-украинско-европейских энергетических отношениях. В противном случае Украина рискует после 2019 года полностью потерять возможность осуществлять транзит газа по своей территории и превратить собственную газотранспортную систему в руины.

 

Источник

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала