Все лето — с 1 июня по 1 сентября — в Киеве будет полностью закрыто движение на путепроводе возле станции метро «Нивки». Согласно сообщению городской администрации, это связано с работами по реконструкции транспортного узла на пересечении проспекта Победы и улицы Данила Щербакивского. Движение транспорта будет осуществляться вдоль закрытого путепровода, в оба направления — на въезд в город, и на выезд из города, а также окружными путями, вроде улицы Борщаговской. И хотя в «Киевавтодоре» уверяют, что это не добавит киевлянам особых проблем, социальные сети пестрят сообщениями о том, что это создаст в центре города новые заторы. Ведь, запретив дорожный сервис Яндекса, украинские власти не отменили этим пробки на переполненных улицах. А это, разумеется, не добавит рейтингов столичным чиновникам.
Власти Киева опасаются, что на Нивках может случится то же, что не так давно произошло на расположенной по той же трассе Шулявке, где 27 февраля частично обрушилась одна из секций моста, который также проходит над проспектом Победы и является составной частью одного из самых важных путепроводов украинской столицы. Только по счастливой случайности в результате этой аварии не пострадали проходившие мимо люди или припаркованные тут же автомобили. Это можно назвать чистым везением — потому что днем под мостом обычно можно встретить множество пешеходов, которые направляются к расположенной по другу сторону дороги станцию метро «Шулявская», и вполне могли бы пострадать в результате этого инцидента. По всей видимости, это поняли и киевские чиновники, резонно полагая, что везти будет далеко не всегда. Тем более, что путепровод на Нивках строили одновременно с мостом на Шулявке.
«В Киеве сейчас около 70 мостов, которые мы будем ремонтировать. На Нивках уже начинаем работы. И рассчитываем, что мост станет шире и это снимет транспортную нагрузку», — сказал вскоре после шулявского инцидента мэр Виталий Кличко. При этом, реальная цифра подобных аварийных объектов еще больше. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, около 9 тысяч из 17 тысяч мостов страны находятся в аварийном состоянии, а 4 тысячи подлежат немедленному ремонту. 80% дорог Украины общей протяженностью 1328 км, не соответствуют установленным стандартам, а в рейтинге международной организации «Всемирный экономический форум» Украина заняла 134-е место из 138, уступив Киргизии, Молдавии, Монголии, Сьерра-Леоне, Мозамбику, Чаду и самому высокогорному в мире Непалу.
Естественно, при таком состоянии инфраструктуры в стране будут то и дело валиться все новые и новые объекты коммунальной инфраструктуры. Все четверть века, которые прошли после развала СССР, украинские власти хищнически эксплуатировали советское наследие — начиная от выживших в девяностые заводов и заканчивая дорогами, мостами, водопроводами и прочими коммунальными сетями, многие из которых не проходили капитальный ремонт более тридцати лет, и давно работают на одном честном слове. Однако, заложенный в них ресурс прочности тоже имеет свой предел — и символично, что Украина достигла его именно в разгар кампании декоммунизации, когда власти всеми силами пытаются избавиться от наследия советского прошлого. К каковому, в общем, относится и злополучный мост, построенный в далеком 1968 году возле давно уничтоженного и распиленного на металлолом завода «Большевик».
«Разрушение моста в Киеве указывает на весьма серьёзную проблему. Есть такая штука, как усталость материала. Да-да, именно то, о чём говорил Кличко, когда сказал, что мост устал. То есть, под воздействием небольших, но регулярно повторяющихся нагрузок в материале образуются микротрещины. Это неизбежно, и какое-то время даже не страшно. Но по мере накопления таких трещин они с определённой вероятностью будут накладываться друг на друга, формируя уже макротрещину, видимую невооружённым глазом. Если эта трещина будет достаточно велика, то иногда достаточно будет небольшой, вполне обычной нагрузки, чтобы конструктивный элемент разрушился казалось бы без видимых причин. Так вот, проблема заключается в том, что в Украине огромное множество конструкций, которые этот гарантированный срок эксплуатации уже пережили. Их надо менять, радикально обновлять. Иначе любое из них может щёлкнуть хвостом в любой момент. А в широком смысле слова эффект «усталости» может быть применён вообще ко всем объектам инфраструктуры. Это — данность. С этой данностью надо что-то делать. Для того, чтобы что-то делать, нужны деньги. Так как проблема глобальна, деньги нужны большие. Собственно, ключевой вопрос Украины заключается в том, что где-то надо срочно брать эти деньги. С ответа на этот вопрос, на мой взгляд, должен начинать любой, кто выступает с какими-то политическими проектами», — пишет об этой проблеме известный украинский журналист Юрий Ткачев.
«Нам говорят, что денег на ремонт дорог и мостов нет, но, на самом деле, какие-то небольшие деньги в городском бюджете, конечно же, остаются. Однако, политики-временщики, которые управляют сейчас столицей и всей нашей страной, предпочитают их банально разворовать. Зачем им инвестировать эти средства в капитальный ремонт инфраструктуры, если они пришли ненадолго, именно для того, чтобы красть, пока у них есть эта возможность? Поэтому серьезного ремонта дорог и домов практически нет. На сколько лет хватит при таком подходе ресурса ЖКХ? Если честно, я удивлена уже тем, что городская инфраструктура без больших потерь пережила нынешнюю зиму. И, в итоге, пострадал только Шулявский мост. Могло гораздо больше всего развалиться». — рассказала Ukraina.ru украинский юрист и правозащитник Татьяна Монтян.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: О дураках и дорогах
Ремонт путепроводного моста на Нивках указывает на то, что украинская власть видит серьезность этой угрозы, и даже пытается как-то на нее реагировать. Однако, в условиях отсутствия бюджетного финансирования это больше напоминает попытки закрыть газетой прорванную плотину. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман оптимистично заявил о том, что в этом году правительство планирует привлечь на ремонт путей сообщения около 35 млрд гривен. Однако, его опровергают даже собственные министры — намекая на то, что Монтян права, и выделенные на ремонт средства оседают где-то в бездонных офшорах украинских чиновников. «Из тех средств, которые мы имеем, мы можем отремонтировать 80 мостов, а это 2% (от их общего числа)», — безрадостно заявил Владимир Омелян.
Конечно, при отсутствии средств могут помочь займы — и на прошлой неделе украинские СМИ радостно заявили о том, что Китай согласился выдать кредит на реконструкцию Шулявского моста и строительство моста возле Кременчуга. Однако, несмотря на задекларированную правительством «перемогу», речь, в сущности, идет только о том, что Украина вынуждена расплачиваться с иностранцами за прогрессирующую деградацию коммунальной структуры, распад строительно-ремонтного хозяйства и разорение экономики, которое заставляет страну жить на иностранные кредиты, с вечно пустой казной. Хотя речь идет не о строительстве многокилометровой Керченской переправы, а о реформе сравнительно небольшого и просто сконструированного объекта.
Таким образом, новые пробки, которые символично будут встречать теперь въезжающих в город европейцев — ведь проспект Победы является западными транспортными воротами украинской столицы — явятся очередной расплатой за некомпетентную и антисоциальную по своей сути политики украинской власти. Которая, правда, не забыла о другом, более важном деле — собираясь переименовать этот проспект. И это выглядит справедливым — потому что в запасе у этой власти нет никаких побед. В том числе — и на коммунальном фронте, который грозит Киеву новыми разрушениями.